Ошибка базы данных WordPress: [Table './meandr_base/anzpz_usermeta' is marked as crashed and last (automatic?) repair failed]
SELECT user_id, meta_key, meta_value FROM anzpz_usermeta WHERE user_id IN (1) ORDER BY umeta_id ASC

0

Как воспроизвести звук с минимумом искажений

В статье рассматриваются факторы, приводя­щие к искажению звука в современной записывающей и звуковоспроизводящей аппаратуре.0Надо констатировать, что воспроизвести звуча­ние любого источника звука, будь то симфониче­ский оркестр, выступающий в зале со специальной акустикой, или популярной группы, выступающей на стадионе, или оперной певицы, даже в специ­альном помещении для прослушивания, без иска­жений абсолютно невозможно. Дело в том, что тракт записи — воспроизведения звука включает множество элементов, каждый из которых по-сво­ему искажает звук.

Проблема заключается в том, что у нас до сих пор нет устройств, сохраняющих звук в его есте­ственной форме, т.е. в виде упругих колебаний воздушной среды. Вместо этого стандартный со­временный тракт записи-воспроизведения звука включает в себя:

  • преобразователь акустических колебаний в электрическое напряжение (как правило, это ми­крофон);
  • аналоговый микрофонный усилитель;
  • устройство преобразования аналогового на­пряжения в цифровой сигнал (АЦП);
  • устройство хранения сигнала в цифровой форме (например, CD-диск);
  • преобразователь цифрового сигнала в анало­говый (как правило, это ЦАП);
  • аналоговый усилитель сигнала (УМЗЧ);
  • преобразователь электрического сигнала в акустические колебания (как правило, это акусти­ческая система).

И все эти элементы тракта обязательно, в той или иной мере, искажают исходный акустический сигнал. Попробуем разобраться, в чём именно проявляются такие искажения, и как их можно све­сти к минимуму.

Искажения в аналоговом усилителе мощности

Начнем с рассмотрения искажений этого зве­на звукового тракта, поскольку именно УМЗЧ ра­диолюбители зачастую изготавливают самостоя­тельно и на качество работы УМЗЧ могут повлиять в наибольшей степени.

В целом искажения в УМЗЧ можно условно раз­делить на линейные и нелинейные.

Линейные искажения — это искажения ампли­туды, частоты или фазы исходного сигнала. Их особенность в том, что они обратимые. Т.е. произ­ведя коррекцию АЧХ или ФЧХ УМЗЧ, можно вер­нуть звуковому сигналу исходную форму.

Нелинейные искажения вносят в сигнал нечто новое, чего в нём не было ранее, т.е. являются не­обратимыми, и после их появления вернуть сигна­лу исходную форму уже невозможно.

Рассмотрим факторы, приводящие к возникно­вению нелинейных искажений.

Нелинейность передаточной характеристики УМЗЧ

В этом случае имеет место нелинейная зависи­мость выходного напряжения УМЗЧ от входного, которую ещё называют статической нелинейнос­тью передаточной характеристики УМЗЧ. Эта не­линейность приводит к появлению искажений, которые, на фиксированной частоте, определяют как коэффициент гармоник УМЗЧ (THD в англо­язычной литературе):

Кг = [√(I22 + I32 + I42 + …)/I1]•100%,

где:

I1 — амплитуда первой гармоники выходного си­нусоидального сигнала;

I2…In — амплитуда 2…n гармоники выходного синусоидального сигнала.

То, как проявляется данный вид искаже­ний, показано на рис.1. Для сравнения на рис.2 показан спектр выходного сигнала УМЗЧ, имеющего значительный КГ.

Рис. 1

Рис. 1

2

Рис. 2

Эти искажения, как правило, ослабля­ют с помощью отрицательной обратной связи (ООС), причём степень ослабления прямо пропорциональна глубине такой ООС. Казалось бы, используя ООС, мож­но получить очень низкий Кг УМЗЧ и иде­ально воспроизвести поданный на его вход звуковой сигнал.

Но беда в том, что реальный звук не имеет ничего общего с синусоидальным сигналом. Представление звукового сиг­нала в виде суммы синусоид (ряд Фурье) с разной амплитудой, частотой и фазой — это просто удобная математическая абст­ракция, но имеющая мало общего с реаль­ным звуком. Собственно Кг — это и есть по­рождение такой математической абстракции.

Таким образом, величина Кг очень мало говорит о качестве работы УМЗЧ, и часто бы­вает, что УМЗЧ с Кг=0,0001% звучит гораздо хуже, чем УМЗЧ с Кг=0,1%, хотя первый УМЗЧ и имеет Кг в 1000 раз меньше.

Динамические изменения параметров УМЗЧ, в зависимости от входного сигнала

Можно сказать, что это основная причина, по ко­торой УМЗЧ искажает входной сигнал. Выражает­ся это в нелинейности передаточной характерис­тики УМЗЧ. Проявляется это так: при превышении максимально допусти­мой скорости входного сигнала на входе УМЗЧ (например, 20 В/мкс) происходит скачкооб­разное уменьшение ко­эффициента усиления данного УМЗЧ. Как изве­стно, звуковая атака и резкий рост амплитуды звукового сигнала присущи большинству музы­кальных инструментов. Именно эти аспекты их зву­чания и будут искажать УМЗЧ с динамической не­линейностью передаточной функции. Это происходит так: при подаче на вход УМЗЧ синусо­идального напряжения с частотой 22 кГц, промодулированного частотой 2 кГц, показано на рис.3. Из рис.3 хорошо видно, что выходной сигнал тес­тируемого УМЗЧ имеет разную скорость нараста­ния вверх и вниз и весьма отличается от входного.

Рис. 3

Рис. 3

Спектр выходного сигнала показан на рис.4, на нём видно, что входной сигнал весьма сильно ис­кажен.

Рис. 4

Рис. 4

Искажения, вносимые конденсаторами

Конденсаторы вносят в звуковой сигнал иска­жения нескольких типов. Основных два:

  • искажения из-за эффекта адсорбции заряда.
  • изменение емкости в зависимости от прило­женного к конденсатору напряжения;

Первый эффект заметен только на очень низ­ких частотах (ниже 40 Гц) и не очень опасен.

А вот изменение емкости конденсатора в зави­симости от приложенного напряжения присуще всем не очень качественным конденсаторам (т.е. имеющим высокой ТКЕ и tg угла диэлектрических потерь), и, в первую очередь, оксидным. В плохо спроектированном УМЗЧ это может привести к увеличению Кг на 1.. .5%.

Причём изменение емкости проявляется прак­тически у всех типов конденсаторов.

Сравнение конденсаторов емкостью 0,1 мкФ

Мы считаем, что конденсатор емкостью 0,1 мкФ всегда имеет емкость 0,1 мкФ. Но это не всегда так, так как некоторые конденсаторы, изготовлен­ные с использованием керамических диэлектри­ков, имеют значительную зависимость изменения их емкости от приложенного напряжения. Для то­го чтобы выяснить, как это проявляется у конден­саторов разного типа, рассмотрим изменение в зависимости от напряжения емкости 6 конденса­торов различных типов. Их основные характерис­тики приведены в табл.1.

Таблица 1

Обозначение Номинал Форма конденсатора Рабочее напряжение Диэлектрик
А 0,1 мкФ Небольшой диск 50 В Y5U
В 0,1 мкФ Трубчатый 100 В майлар
С 0,1 мкФ Диск 50 В Z5Z
D 0,1 мкФ Диск 100 В Неизвестно
Е 0,1 мкФ Прямоугольный 50 В Неизвестно
F 100 пФ Диск Неизвестно NPO

Все конденсаторы, кроме образца F, имеют ем­кость 0,1 мкФ. Конденсатор В — пленочный, а во всех остальные конденсаторах используются раз­личные керамические диэлектрики.

Конденсаторы с маркировкой Y5U, Z5Z, Z5U имеют высокую диэлектрическую проницаемость и, соответственно, небольшие габариты, но низ­кую температурную стабильность. Маркировка NP0 (в настоящее время используется обозначе­ние C0G) указывает на высокую температурную стабильность емкости конденсатора F.

На рис.5 показано изменение емкости указан­ных в табл.1 конденсаторов на частоте 1 кГц при изменении постоянного напряжения на них от 0 до 50 В. Из рис.5 видно практически нулевое изме­нение емкости для образцов В, Е и F. Однако все три дисковых керамических конденсатора пока­зали значительное изменение емкости от прило­женного напряжения. При этом конденсатор А за­метно снижал емкость при увеличении приложенного напряжения. Интересно отметить, что класс конденсаторов Y5U был разработан в 1950-е годы для использования в устройствах с электронной перестройкой колебательных конту­ров (тогда ещё не было варикапов, которые в на­стоящее время используются для электронной перестройки контуров).

Рис. 5

Рис. 5

Изменение емкости конденсаторов происходит и под действием приложенного к ним переменно­го напряжения. На рис.6 показано напряжение на конденсаторе А (кривая 1) и ток через него (кри­вая 2) при частоте 992 Гц. Кривая 2 четко показы­вает, что ток через конденсатор А является весь­ма нелинейным.

Рис. 6

Рис. 6

Это означает, что емкость (а следовательно, и емкостное сопротивление) и потери в конденсато­ре являются функциями приложенного напряжения. Поэтому в устройствах, где требуется стабильность емкости конденсатора, следует использовать кон­денсаторы типа Е (см. табл.1), а не типа А.

Конденсатор емкостью 1 мкФ На рис.7 показано изменение емкости трёх эк­земпляров монолитных конденсаторов 1 мкФ ±20% 50 В с диэлектриком Z5U. Измерение эквива­лентного последовательного сопротивления (ESR) этих конденсаторов дало среднее значе­ние 2,80 Ом на частоте 1000 Гц. Это означает, что данные конденсаторы нельзя использовать на ча­стотах более 50 кГц, так как на ней емкостное со­противление и ESR конденсаторов будут равны.

Рис. 7

Рис. 7

Оксидные конденсаторы

Рассмотрим зависимость от приложенного на­пряжения как емкости, так и тангенса угла потерь для алюминиевого конденсатора 82 мкФ 63 В и танталового конденсатора 33 мкФ 10 В. Эти зави­симости показаны на рис.8, из которого видно, что оксидные конденсаторы, как алюминиевые, так и танталовые, лишь немного изменяют свою емкость и тангенс угла потерь в зависимости от приложенного напряжения.

Рис. 8

Рис. 8

Танталовый конденсатор более стабильно под­держивает свои параметры, в отличие от алюми­ниевого, однако для обоих типов оксидных конден­саторов изменение емкости очень небольшое, по сравнению с рассмотренными ранее керамичес­кими конденсаторами.

Из рис.8 также видно, что тангенс угла потерь у танталового конденсатора меньше, чем у алюми­ниевого, и хотя танталовый конденсатор стоит до­роже, у него будет меньше также и ESR, что важ­но в ряде случаев.

Искажение аудиосигнала конденсаторами

Для измерения искажений, вносимых конден­саторами в аудиосигнал, использовался анализа­тор аудиоискажений типа НР-8903Б. При этом ста­вилась цель определить, каким именно образом изменение емкости конденсатора от приложенно­го напряжения приводит к искажениям.

Были проверены три типа конденсаторов емко­стью 0,1 мкФ с различным типом диэлектрика:

  • Xicon, дисковый керамический, класс Y5U;
  • Monokap;
  • полиэфирная пленка.

На рис.9 показано, как изменяется нормирован­ная емкость («1» = 0,1 мкФ) этих конденсаторов в за­висимости от приложенного напряжения. Из рис.9 видно, что конденсатор типа Y5U имеет сильную за­висимость емкости от приложенного напряжения. Конденсатор Monokap имеет меньшую зависимость емкости от напряжения, но она далека от линейной. Полиэфирный конденсатор не показывает почти никаких изменений — изменение его емкости при на­пряжении от 0 до 50 В составляет всего лишь 0,09%.

Рис. 9

Рис. 9

Чтобы определить, как эта нелинейность конден­саторов приводит к искажениям сигнала, использу­ется простая схема, показанная на рис.10.

Рис. 10

Рис. 10

Генера­тор синусоидального сигнала с частотой 10 кГц и действующим значением напряжения 1 В (внутрен­не сопротивление генератора 50 Ом) работает на це­почку R2R3C2, т.е. на фильтр высоких частот. На ча­стоте 10 кГц конденсатор номиналом 0,1 мкФ имеет сопротивление 159 Ом. Для изменения напряжения смещения на конденсаторе использовался источник постоянного напряжения типа НР6216В, имеющий очень низкий уровень собственных шумов.

Коэффициент гармоник (Кг) выходного сигна­ла измерялся с помощью указанного выше прибо­ра типа НР-8903Б, который может измерить гар­монику сигнала с уровнем выше -65 дБ при уровне тестового сигнала 1 В.

На рис.11 показано изменение Кг (или, иначе, THD) в дБ для рассмотренных ранее трёх конден­саторов при частоте сигнала 10 кГц и при наличии, либо при отсутствии на конденсаторах внешнего постоянного напряжения 10 В. Измерения произ­водились по схеме, показанной на рис. 10, при этом величина переменного напряжения на кон­денсаторах изменялась от 0 до 8 В.

Рис. 11

Рис. 11

Каких-либо сюрпризов на рис. 11 не видно — кон­денсатор с диэлектриком из полиэстера показыва­ет минимальный Кг, измерение которого ограничи­вается используемым измерительным прибором. Также нижний уровень измерения Кг ограничивает­ся шумами источника постоянного напряжения.

Конденсаторы с диэлектриком Y5U и monokap показывают больший Кг при увеличении напряжения переменного сигнала, по сравнению с конден­сатором с диэлектриком из полиэстера. Надо от­метить, что для конденсатора с полиэстером ха­рактерны очень низкие уровни Кг и измерения шума ограничено (как со смещением постоянным напряжением, так и без него), в итоге с увеличе­нием амплитуды переменного сигнала для этого конденсатора Кг уменьшается.

Это вызвано тем, что чем больше напряжение переменного сигнала, то в том большем динами­ческом диапазоне будет работать измерительный прибор НР8903В и, соответственно, ниже будет измеренный Кг. Оба керамические конденсаторы имеют иной механизм работы — у них искажение сигнала вызывает изменение емкости в зависимо­сти от амплитуды переменного сигнала. Чем боль­ше постоянное напряжение смещения, тем боль­ше будет нелинейность у этих конденсаторов.

Наиболее интересные результаты показал кон­денсатор с диэлектриком Y5U. У него Кг значитель­но изменяется в зависимости от приложенного по­стоянного напряжения.

На рис. 12 показано изменение Кг (в процентах, а не дБ) в зависимости от приложенного к конден­сатору постоянного напряжения. Как видим, мак­симум искажений для этого конденсатора будет при постоянном напряжении 5 В.

Рис. 12

Рис. 12

На рис. 13 показано изменение емкости кон­денсатора с диэлектриком Y5U емкостью 0,1 мкФ от постоянного напряжения смещения. Можно ожидать, что максимальное искажение перемен­ного сигнала должно совпадать с максимальной величиной DC/DV, поскольку это совпадает с мак­симальным изменением переменного напряжения на конденсаторе. Как видно из графика на рис.12, максимальное искажение сигнала возникает при напряжении на конденсаторе 5 В. Причём кривая Кг имеет ярко выраженный пик. В то же время, из рис. 13 видно, что максимальная величина DC/DV достигается при напряжении около 7,5 В. А при этом напряжении Кг уменьшается по сравнению с его значением при переменном напряжении 5 В.

Рис. 13

Рис. 13

Скорее всего, то, что максимум Кг не совпада­ет с максимумом DC/DV, связано с тем, что при уменьшении постоянного напряжения на конден­саторе от 7,5 до 1 В DC/DV резко уменьшается, т.е. для малых значений переменного напряжения его производная будет довольно велика. А вот при росте напряжения от 7,5 до 30 В DC/DV уменьшается довольно плавно, и для малых значений пе­ременного сигнала его производная будет неболь­шой. Таким образом, имеет место как бы меха­низм компенсации искажений, вносимых конденсатором при напряжении на нём более 5 В.

Эффект «памяти» в керамических конденсаторах

Как уже отмечалось ранее, керамические кон­денсаторы с диэлектриком, имеющим высокое значение диэлектрической постоянной, — это «плохие» конденсаторы, по сравнению с конден­саторами другого типа. Они отличаются зависимо­стью своей емкости от приложенного к ним напря­жения, что нетипично для высококачественных конденсаторов с диэлектриками другого типа. Однако хуже всего то, что их емкость, при опреде­ленном постоянном напряжении смещения, зави­сит от предыстории приложения к таком конден­сатору постоянного напряжения. Иначе говоря, мы имеем место с таким явлением, как гистерезис.

Более подробно рассмотрим этот эффект на примере керамического конденсатора типа Xicon 0,01 мкФ 50 В с диэлектриком Z5U.

Чтобы продемонстрировать эффект гистерези­са, использовался прибор НР4192А (измеритель импеданса). У прибора НР4192А, среди прочего, есть возможность точно измерить емкость с пода­ваемым на неё напряжением смещения постоян­ного тока. Внутренний генератор смещения НР4192А имеет широкий диапазон от -35 В до + 35 В. Работа прибора по заданной программе на­чинается с напряжения смещения 0 В и постепен­но его увеличивает до 35 В, а затем уменьшает до -35 В. Затем прибор снижает напряжение до 0 В. Все это происходит с шагом в 0,25 В. При этом можно задавать длительность каждого шага. На рис. 14 показано изменение емкости конденсато­ра при длительности каждого шага 1 с, 10 с, 100 с.

Рис. 14

Рис. 14

Рис. 14 хорошо иллюстрирует сложные взаи­моотношения между емкостью и напряжением для конденсаторов с высокой диэлектрической посто­янной. Для любого конкретного значения напряже­ния смещения постоянного тока имеется два возможных значения емкости, в зависимости от ис­тории напряжения смещения и оттого, в каком на­правлении происходило изменение напряжения смещения.

В качестве примера рассмотрим график, сня­тый с шагом 1 с, при напряжении +20 В. В зависи­мости от того, было ли ранее увеличение смеще­ния постоянного тока или было его уменьшения во время измерения, емкость конденсатора составит либо 8,05 нФ, либо 8,15 нФ. Кроме того, есть еще более сложные отношения, связанные с тем, в те­чение какого времени проходят этапы изменения напряжения смещения. При напряжении 20 В по­стоянного тока, например, измеренная емкость может быть между 7,6 нФ и 8,15 нФ, в зависимо­сти от того, как долго напряжение смещения по­стоянного тока изменяло свою величину, то нара­стая, то уменьшаясь.

На рис.14 видна ещё одна странность. Дело в следующем: емкость конденсатора не возвра­щается к начальному значению после цикла из­менения напряжения на нём 0 В — +35 В — 0 В — -35 В — 0 В. Т.е. значение емкости при 0 В никог­да не достигается после того как напряжение на конденсаторе вновь станет равным 0 В. Причём независимо от того происходило ли повышение или понижение напряжения на конденсаторе.

Что вызывает эти странные эффекты? Это свя­зано со структурой диэлектрика и вызывается при­чинами слишком сложными, чтобы рассматривать их в этой статье. Дело в том, что связь между эле­ктрическим полем и зарядом конденсатора явля­ется нелинейной, а также в конденсаторе имеет­ся некоторые электрические домены, которые реагируют на изменение напряжения на конден­саторе медленнее, чем другие.

Выводы

Из всего вышеизложенного следует вывод, что использовать оксидные и особенно керамические конденсаторы в цепях аудиоусилителей, где присут­ствуют значительные амплитуды переменного на­пряжения (например, в фильтрах акустических систем), не следует во избежание появления значи­тельных искажений аудиосигнала. Это же относит­ся и к цепям, где присутствует значительное посто­янное напряжение в сумме с напряжением аудиосигнала. Т.е. указанные типы конденсаторов нельзя использовать как разделительные, напри­мер, между каскадами аудиоусилителя или между выходом аудиоусилителя и нагрузкой. Это причи­на того, что высококачественные аудиоусилители строятся по схеме с двухполярным питанием, что исключает необходимость в наличии конденсатора большого номинала на выходе УМЗЧ.

Тепловые искажения

Это искажения звукового сигнала, вызванные тепловыми процессами в радиоэлементах, печат­ных платах и соединительных проводах. Все эти

элементы нагреваются проходящим по них током аудиосигнала, и при нагреве их свойства не­сколько изменяются. Нагрев происходит динами­ческий, и это отражается на аудиосигнале. Тепло­вые искажения (ТИ) очень слабо проявляют себя во входных и других малосигнальных каскадах ау­диоаппаратуры. Наиболее заметны ТИ в выходных каскадах УМЗЧ и в АС, где протекают большие то­ки и рассеивается много тепловой энергии. ТИ, ко­торые происходят внутри петли ООС, ослабляют­ся пропорционально её глубине. Но и сама цепь ООС подвержена ТИ в полной мере, что требует тщательного подбора её элементов. Их выбор об­легчается тем, что в правильно спроектированном УМЗЧ в состав ООС входит всего 2 резистора.

Амплитудно-временные искажения

Они представляют собой комбинацию статиче­ских линейных и нелинейных искажений, происхо­дящих в УМЗЧ с нелинейными амплитудной и ча­стотной характеристиками. В случае отсутствия самовозбуждения УМЗЧ, эти искажения ослабля­ются ООС пропорционально её глубине.

Искажения в различных типах усилительных приборов

Кроме величины искажений можно использовать также такую характеристику, как порядок искаже­ний. При этом под порядком искажений понимают математическую степень нелинейности передаточ­ной характеристики усилительного прибора, кото­рая, в основном, и определяет спектральный состав искажений, вносимых этим прибором. На рис. 15 показан выходной сигнал и его спектр для не очень хорошего звукового усилителя.

Рис. 15

Рис. 15

Порядок искажений составляет:

  • для ламповых триодов, которые аудиофилы ещё называют «True device», — 1,5;
  • для полевых транзисторов, которые ещё называют «почти True device», — 2;
  • для биполярных транзисторов, которые ещё называют «Not True device», — логарифмиче­ский.

Искажение сигнала в различных типах усилите­лей показано на рис. 16.

Рис. 16

Рис. 16

Реальный УМЗЧ состоит из нескольких каскадов, поэтому его результи­рующая степень нелиней­ности определяется путем перемножения степеней нелинейности всех входя­щих в него каскадов.

Сложности ламповых УМЗЧ

Осознание факта пе­ремножения нелинейнос­тей каскадов УМЗЧ приво­дит к желанию получения минимальной нелинейно­сти путем «укорочения» и «упрощения» усилителя. Для этого хочется выпол­нить его на «True device» приборах, т.е. на лампах. Но тут мы сталкиваемся с рядом проблем. Особен­ности ламповых триодов (или пентодов либо тетро­дов в триодном включе­нии) в том, что они имеют очень небольшой коэффи­циент усиления — макси­мум 50 (у обычного бипо­лярного транзистора h21Э~100…800). Это при­водит к тому, что ламповый УМЗЧ должен содержать как минимум 2 усилительных каскада, исключать возможность введения глубокой ООС и даже местных ОС.

Таким образом, отсутствие ООС, или неглубо­кая ООС, а также отсутствие местных ОС в лампо­вых УМЗЧ — это не благо, а серьезный недостаток.

Остановимся на этом более подробно.

Как известно, местная ОС линеаризует параме­тры усилителя пропорционально своей глубине. В итоге, если использовать усилитель даже на бипо­лярном транзисторе с неплохими параметрами, но с глубиной местной ОС около 10, то можно полу­чить параметры усилителя лучше, чем у усилите­ля на любимом аудиофилами ламповом триоде (например, в каскаде с общим катодом) без ОС. Два каскада лампового УМЗЧ, выполненные на триодах, дадут общий порядок нелинейности 2,25. К ней надо добавить нелинейность выходного трансформатора. В итоге такой УМЗЧ будет зву­чать весьма скверно.

Дело в том, что нелинейность порядка 2,25 по­рождает весьма неприятный спектр гармоник. Если задать 2 гармоника — 2% и 3 гармоника — 1 % (типичные параметры для лампового УМЗЧ на 2 триодах), то получим:

  • 4 гармоника — 0,04%;
  • 6 гармоника — 0,02%;
  • 9 гармоника — 0,01%.

Атакой звук просто «режет» слух.

Гармонические искажения

Фирмы-производители аудиоаппаратуры, в том числе УМЗЧ, указывают только общий Кг сво­их изделий (см. формулу в начале статьи), причем на той частоте, на которой он минимален. При этом они ничего не говорят о спектральном соста­ве этих искажений. А ведь известно, что гармони­ки более высокого порядка слышны как значитель­но большие искажения звука, чем гармоники такой же амплитуды, но низкого порядка. На рис. 17 по­казано, как гармоники искажают входной синусо­идальный сигнал.

Рис. 17

Рис. 17

Таким образом, если рассмотреть два УМЗЧ, каждый из которых имеет Кг=0,01%, но у первого в Кг основной вклад вносят гармоники высокого порядка, а у второго — гармоники низкого поряд­ка, то второй УМЗЧ будет звучать куда лучше.

Из этого следует вывод:

При учете искажений УМЗЧ неверно рассмат­ривать только гармонические искажения. Надо обязательно учитывать также интермодуляционные искажения. Вызвано это тем, что нелинейно­сти УМЗЧ, которые порождают гармонические ис­кажения, абсолютно неизбежно порождают и интермодуляционные искажения. Многие аудио­филы с этим не согласны, но это абсолютно досто­верно установленный факт. Спектр звукового сиг­нала никогда не состоит только из одной гармоники — их многие сотни и тысячи.

Интермодуляционные искажения

В звукотехнике считается, что гармонические искажения — это просто частный случай искажений интермодуляционных, когда одна из тестовых ча­стот просто не подается на вход УМЗЧ. Проблема в том, что высокочастотные составляющие звуко­вого сигнала при взаимодействии порождают ис­каженный сигнал (в результате интермодуляции, когда возникает сигнал, как с суммарной, так и с разностной частотой) с частотой в диапазоне 300…5000 Гц. А это зона наибольшей чувствитель­ности человеческого слуха. Причем если возника­ющие при интермодуляции новые составляющие, которых не было в исходном сигнале, попадают в область частот 10…20 кГц, то имеет место эффект их маскировки другими ВЧ составляющими звуко­вого сигнала, и такие искажения не очень то и слышны. Но с интермодуляционными сигналами, попадающими в область наибольшей слышимос­ти уха, такой маскировки нет.

Порог слышимости уха человека в диапазоне 300…5000 Гц принят равным 0 дБ. Разумеется, надо обеспечить, чтобы сигнал, получающийся в результате интермодуляции, был ниже этого по­рога. Т.е. интермодуляционный сигнал должен быть меньше или равен гармоникам аудиосигна­ла по амплитуде. Иными словами, К. УМЗЧ (а в широком смысле — всего тракта воспроизведения звука) не должен превышать эти самые 0 дБ на средних звуковых частотах. Если задать среднее звуковое давление, создаваемое АС, равным 96 дБ, то уровень Кг на высоких частотах не должен пре­вышать -95 дБ, или 0,002%. При чем это требуе­мый максимальный Кг всего тракта звуковоспро­изведения. В противном случае, мы будем слышать искажение звука.

Определять уровень интермодуляционных ис­кажений можно различными способами, к основ­ной частоте можно добавлять: поличастотный сигнал с увеличенной амплитудой одной из его гармоник; шумовой сигнал; только сигнал ещё од­ной частоты. Однако во всех случаях результат бу­дет примерно тот же, что при 2 частотном тести­ровании, т.е. на выходе мы получим:

  • сигналы обеих тестовых частот;
  • сигналы с суммарными и разностными час­тотами (искажения сигнала);
  • сигналы высокого порядка суммарно-разностных комбинаций из уже полученных сум­марно-разностных комбинаций, искажаю­щих сигнал.

В итоге оказывается, что интермодуляционные искажения (IMD) можно измерять, используя двух­частотный метод. Однако измерять их надо как ми­нимум в трех частотных диапазонах:

  • на НЧ, где могут проявляться искажения, вызванные разделительными конденсато­рами и тепловыми процессами;
  • на СЧ, где указанный выше вид искажений отсутствует, и IMD будет минимальный;
  • на ВЧ, где из-за уменьшения глубины ООС происходит весьма существенный рост IMD.

Для более корректного определения IMD в УМЗЧ желательно произвести все такие измере­ния и снять выходные спектры для разных уровней выходного сигнала.

Дело в том, что человеческий слух малочувст­вителен ко 2-й и 3-й гармоникам, но обладает очень высокой чувствительностью к гармоникам, начиная с 5-й. При этом чувствительность слуха может превышать 0,001%. Поэтому так важно сни­мать спектрограммы, чтобы отслеживать не общее значение IMD, а характер убывания гармоник.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *