Наш слух устроен таким образом, что ритм мы лучше всего чувствуем именно на низких частотах.
Какие музыкальные традиции мы бы ни взяли, будь то индонезийский гамелан или современная электроника, в них можно выделить общую черту – присутствие басовой линии, задающей ритм. Универсальность басовых ритмов наводит на мысль, что тут дело в механизме восприятия музыки – очевидно, наше ухо лучше всего слышит ритмические фигуры, если они принадлежат низким частотам.
Чтобы проверить эту гипотезу, нейробиологи из канадского Университета Макмастера выбрали 35 добровольцев и попросили их послушать одновременно две музыкальные фразы на разных частотах. Но иногда при прослушивании звуки на низких частотах выбивались из ритма на 50 миллисекунд, а иногда то же самое происходило с высокочастотными звуками. Одновременно с прослушиванием исследователи с помощью ЭЭГ следили за активностью мозга добровольцев. И оказалось, что мозг реагирует сильнее, если из ритма выбиваются именно низкочастотные звуки. То есть мы лучше чувствуем ритмические ошибки, если ритм задан басами.
В другом варианте опыта человека просили барабанить пальцами в ритм музыки. В этом случае, как пишут Лорел Трейнор (Laurel J. Trainor) и её коллеги в Proceedings of the National Academy of Sciences, ухо лучше улавливало изменения в ритме, если он проходил в низких частотах, и пальцы точнее следовали именно басовому ритмическому рисунку. Что опять же говорит о большей восприимчивости нашего уха (и слухового анализатора) к ритму именно на низких частотах. Среди участников эксперимента были те, которые никогда не занимались музыкой специально – видимо, повышенная чувствительность к басовому ритму есть универсальное свойство нашего слуха, и исполнительская практика тут ни при чём.
Так что ответ на вопрос «почему для ритма используют басы» звучит так: потому что человеческое ухо лучше всего чувствует низкочастотный ритм. Конечно, во всех музыкальных традициях можно найти примеры, когда ритм формируют высокочастотные звучания, однако основное ритмическое чувство ориентировано, видимо, всё-таки на низкие частоты. Какие именно анатомические и нейрофизиологические особенности лежат в основе этого феномена, ещё предстоит выяснить. Авторы работы полагают, что тут всё дело в особенностях строения улитки внутреннего уха, однако, разумеется, не стоит сбрасывать со счёта и возможный вклад высших корковых центров, отвечающих за слух.
Автор: Кирилл Стасевич