0

rodent scarer,

unprofitable neighborhood – rats, mouse, moles, zemleroyky, Susliki, «Kisochki», burunduki, mole crickets.

Various species of rodents bring us a lot of losses, trouble, and sometimes diseases. This undesirable neighborhood, from which we seek to get rid of a variety of ways – We spend money to purchase poisons, traps, traps, chemicals, biopreparatov etc., but often our efforts are in vain.

agree, When you are caring for plants, view, as they grow, bloom ... come and "they", What to do?

There are many ways of struggle against rodents. In this article we will talk about a new and safe, and in the monetary sense and cost-effective method of dealing with our "friends" of less.

An important discovery was aversion of rodents to high frequency sounds (ultrasound), who can not hear an ordinary person, and low frequency sounds, pervasive in the ground. Electronic devices emitting frequency data, safe for people, animals and birds, underground insects do not cause interference with TV and radio.

I want to introduce you to a number of concepts for repelling rodents. (1 - underground rodents, 2 - rats, mouse, etc.)

1. underground rodents (moles, zemleroyky, mole crickets)
As known, they use their keen hearing to trap soil vibrations. soil vibration warns of the dangers of rodents and forcing them to flee. We can use this fact.

Just create a sound vibration in the soil with a frequency of 100 to 400 Hz. The emitter can be used as a speaker from old low power receiver. Emitter buried to a depth of 30 – 50 cm into the ground.

Let's start with the most simple devices. For their manufacturing the most common parts.

option №1
It is possible to apply sonic multivibrator on P-N-P or N-P-N transistors. When the supply voltage 4,5 – 9 V its capacity enough to spread the signal at 300 – 1000 m2. The disadvantage of this design is the constant work. Theoretically, the signal must come periods of times and you have to turn on and off-flop.

In use these parts of the signal frequency is about 200 Hz. Speaker V1 - 0,25 W or 0,5 W.
1 rice. 1.
R1, R4 – 1 ball; R2, R3 - 39 ball; R5 – 510 ohm; C1, C2, C3 - 0,1 uF; V1, V2 - MP 26 or MP42; V3 - GT 402, GT403.

2rice. 2.
R1, R4 – 1 ball; R2, R3 - 39 ball; R5 - 1k; C1, C2, C3 - 0,1 uF; V1, V2 - KT315; V3 - KT815

variant №2
As I noted above, signal must periodically radiate, in this way, We progress by issuing the earth layers like before the earthquake. This can be achieved, using two multivibrator, one of which emits a signal we need, second controls the operation of the first multivibrator. As a result of the dynamics we will hear "beep-beep-pause-pause, etc.". Schematic diagram shown in Figure 3.
3rice. 3.
details: USD - 100ком; R1, R4, R6, R9 - 1 ball; R2, R3 - 47 ball; R7, R8 - 27 ball; R5, R10 - 510 ohm; C1, C2, – 500 uF; C3, C4 - 0,22 uF; C5 - 0,1 uF; V1 and V2, V4, V5 - MP 26 or MP42; V3, V6 - AI 814, CT 816; VD1, VD2 - HE 307; V1 - 0,5 or 1 W resistance 8 ohm.

Consider, how the electronic "stuffing" repeller in Figure 3. The basis of the device are multivibrators . One of these transistors to V4 and V5 generate vibrations with a frequency of about 200 Hz. The transistor V6 - amplifies the power of these oscillations. As seen from the multivibrator circuit in transistors V4, V5, V6 are workload right shoulder multivibrator, assembled on transistors V1, V2, V3. In this way, power is supplied to the flip-flop at the time, when open transistors V2, V3. At this time, their plots resistance emitter - collector very little, and the emitters of transistors V4, V5 and V6 are virtually connected to the positive terminal of the power supply source. When transistors V2, V3 are closed, multivibrator generates no. otherwise talk, unit transistors V1, V2 and V3 serves as a multivibrator automatic power wrench transistors V4, V5, V6. Variable resistor Rp is used to change the length of the pauses. LEDs VD1, VD2 - used for visual display modes "work break". The repeller can use any low-power transistors, MP Series structure e.g. p-n-p, CT 361, CT 203, KT3107, etc.. transistor CT 816 can be replaced by GT402, GT403, P201, P214, etc. The power supply can use solar panels, Two types of batteries 3336 connected in series or from the mains supply with the output voltage 4,5 – 9 V. This unit starts working immediately and does not require additional configuration.

option №3
Repeller underground rodents can be assembled on a very common chip K155LA3 applying intermittent signal generator circuit.

A sound reinforcement use transformerless push-pull power amplifier as shown in Figure. 4.1a and 4.1b or via sound receivers from low-power transformer as shown in Figure. 4.2 Power supply repellents - 4,5 – 5V. The principle of operation is similar to the intermittent signal generator with the device, described in embodiment №2. It also contains two generator, one of which forms you want us to sound frequency, He assembled at LE AND-DD1.3 DD1.4, the second controls the operation of the first and assembled at LE AND-DD1.1 DD1.2.

The frequency of each oscillator depends on the capacitance and resistance of the resistor. For generator LE AND-DD1.3 DD1.4 - C2, And R2 respectively to the generator for the LE AND-NO DD1.1 DD1.2 - C1, R1. The frequency dependence of the generated pulses is determined F = 1 / T; where T≈2,3SR, compliance with the restrictive conditions for the selection of the resistor 240 ohm < R <470 ohm. A little later, I will provide an option scheme, wherein generating control oscillator frequency can be changed 200 time, and the resistance of the resistor used with great value.
4Figure 4.1
So focus on the details of the device in Figure 4.1. chip K155LA3 or K131LA3, C1 - 2200 uF, C2 - 4,7 uF, C3 - 47 – 100 uF, R 1 -R 2 - 430 ohm, R3 - 1 ball, V1 - KT315, V2 – KT361 or other low-power transistors, for example "MT" series. Dynamic head power 0,25 W voice coil resistance 8 – 10 ohm. can be used to increase the power transistors, e.g. V1 - GT404, V2 GT402. Nutrition 4,5 – 5V
5Ris.4.1b
Option Figure. 4.1b differs from the embodiment in Figure. 4.1a more powerful sound output amplifier assembled three transistors. details: chip K155LA3 or K131LA3, C1 - 2200 uF, C2 - 4,7 uF, C3 - 47 – 200 uF, R 1 -R 2 - 430 ohm, R3 - 1 ball, R4 – 4,7 ball, R5 – 220 ohm, V1 - KT361 (MP 26, MP 42, CT 203 etc.), V2 - GT404 (KT815, KT817), V3 - GT402 (KT814, KT816). Dynamic head power 0,25 – 0,5 W voice coil resistance 8 – 10 ohm. Nutrition 4,5 – 5V
6rice. 4.2
In the embodiment of Figure. 4.2 Channels in the transformer 12 used as an output amplifier (you can use a transformer from any small-sized transistor radio). Dynamic head power 0,25 W voice coil resistance 8 – 10 ohm. Nutrition 4,5 – 5V






option №4
In the above schemes intermittent signal on a chip in K155LA3 of timing generator circuits include high-capacity capacitors and resistors are low resistances, that limits the range of fine adjustment of the repetition frequency of the control pulses. In repellents, diagram is shown in Figure. 5, such a disadvantage is eliminated switching transistor inputs LE DD1.1, which plays a role emittrenogo follower with high input impedance and low output. Therefore, possible to use resistors with high resistance, than in previous schemes, a restrictive condition for the selection of resistance looks – 240 ohm < R < 30 k. The frequency of such oscillator can be varied 200 time. The frequency of the generated pulses is defined so as F = 1 / T; where T≈2,3CR.
7rice. 5

used items: chip K155LA3 or K131LA3, C1 - 100 uF, C2 - 4,7 uF, R1 - 260 ohm, R2 – 430 ohm, R3 - 1 ball, rp -30 ball, V1 - KT361 (MP 26, MP 42, KT203, etc.), V2 - GT404 (KT815, KT817). Dynamic head power 0,5 W voice coil resistance 8 – 10 ohm. Nutrition 4,5 – 5V.

option №5
And one more device on a fairly common foreign chip from the series 4000. This design is taken from the book "135 Amateur DEVICES OTNOY chip" author Newton. Braga. (Project 25 Buzzer with a power output (E, P) pp. 73)

Though the article refers to the alarm, but this device for scaring away underground rodents perfect for our theme. In design there are a number of positives. We consider in detail the principle of operation of the apparatus. The output stage transistors, they are able to give to the speakers of several hundred milliwatts. As in previous schemes, the device consists of a generator for Audio Tones DD1.2 LE and LE in control oscillator DD1.1. signal repetition frequency is adjusted by the variable resistor Rp1, Audio Tones – variable resistor Rp2. Changing the pitch and pulse packets repetition rate can be carried out by selecting the appropriate nominal values ​​of capacitors C1 and C2. You can experiment, changing their values ​​in accordance with the purpose of the device. Schematic diagram of the device shown in Figure. 6.

Current consumption device - about 50 mA. Power supply circuits 3-9 V. To improve the acoustic characteristics of the speaker should be placed on a plastic surface or in a small enclosure. chip CD 4093, domestic analogue K561TL1.
8rice. 6
used items: Rp1 – 1.5 Mom, Rp2 - 47 k, R1 - 100 k, R2 - 47 k, R3 - 4,7 k, C1 - 47 uF, C2 - 0,1 uF, C3 - 47 uF, C4 - 100 uF. V1 - KT315 (KT815), V2 - KT361 (KT814), speaker 0,25-0,5 W- 4 – 8 ohm. To power the device perfect square batteries 3336 connected in series.

Wish you luck, boldly experiment, try. In the left column of the variants described how to manufacture the device. We proceed to the most malicious and bringing significant damage - mouse, rats, etc..

2. Rats, mouse, Susliki, «Kisochki», burunduki

These annoying "neighbors" bring damage not only in the garden, but also in everyday life, warehouses, in basements, buried in, where food, in the holds of ships, in garages, spoil wiring email. feeding, spread of the disease much more. Think about it - in fact on the acquisition or production of a repellent device, you will spend less money and effort, than ever to acquire poisons, poison baits, trap, losing money.

rodent repellents are used not only in gardens and orchards, but in different rooms: household, warehousing, residential (apartment, offices country houses, etc.), basements, in granaries, as well as the production of livestock and plants.

What is the working principle of the device? What are its advantages over other methods? Rodent Repeller emits ultrasonic waves (with frequency, exceeding 20 kHz), that, in turn, deter rodents.

Ultrasonic frequencies extremely negative effect on rats and mice. The emitted sound waves cause them anxiety, fear, so rodents tend to leave the room sonicated. Scarer, rats undergo laboratory testing, resulting in the set, that the constant exposure to rats and mice under increasing stress condition, and within a few weeks of leave the room. Usually their period of care varies from two to four weeks, depending on the species of rodents, their numbers and on, how much the ultrasonic radiation. Mice and rats for two weeks after the birth of the deaf, therefore, they are not acting at first ultrasound. The recommended exposure time - four to six weeks. And as a prevention device can operate continuously.

We proceed to the description of devices. In advance I want to warn, at high frequencies, we need more powerful signal amplification, than devices to scare away underground rodents, This is due to the high frequency signal passing through the air and with the ability to playback signal tweeter. As a result, repellents consume more current, and feed them to be on AC voltage or from a car battery. Repellents average current consumption at the time of operation, It is from 250 to 800 mA for the counter e. Like energy consumption is almost negligible, and the battery has significantly.

option №1
The proposed scheme in Figure 7, you have already seen in devices for moles, the difference in the output stage. To increase the output there is applied the composite transistor, and a signal generator added to the variable resistor. The speaker has to be high-frequency head with dynamic resistance 8 ohm. fit, For example, from TV – 2GD-36K, 8 Om GOST9010-78, or speakers. To increase the stress in our small wards, except for changing the length of pauses resistor Rp1 I added Rp2 variable resistance for changing the frequency of the signal within the 15 kHz. This combination increases the stress on the animals, and a periodic change in frequency of the sound forces of rats and mice will leave you.

Repeller emits sound from 28 kHz to 44 kHz. The apparatus pause ratio – Work 1/3. Supply Voltage 5V. Attitude in the choice of resistance is the same, both devices, described for underground rodents chip K155LA3.
9Figure 7.

In the circuit diagram in Figure. 7 The following details: chip K155LA3 or K131LA3, C1 - 100 uF, C2 - 0,033 uF, R1 - 260 ohm, R2 – 240 ohm, R3 - 1 ball, Rp1 -30 ball, Rp2 -220 Om V1 - KT361 (MP 26, MP 42, KT203, etc.), V3 - GT404 (KT815, KT817). Nutrition 4,5 – 5V.

variant №2
Although at first sight this scheme seems difficult, I think the most practical and versatile. As with all previous versions, with proper assembly and serviceability parts starts immediately. The output power is 0,8 – 1W.
10Figure 8.

How to fabricate the emitter ground rodent.
In different environments, low-frequency sound wave is propagated at different speeds and at different distances. As we use a conventional radiator speaker from an old radio. To improve the efficiency and increase the area of ​​acoustic wave propagation can simply attach the speaker to a square or circular plate made of plastic. see Figure.
11Diffuser speaker when forward movement compresses the air in front of him and discharges with Sadie. These areas of compression and decompression, encircle the diffuser, superimposed on each other and cancel each other. When the movement of the diffuser turns back the same picture. This effect is called an acoustic "short circuit": only surpasses air diffuser on the one side to the other.

To eliminate this effect, the speaker is fixed on the shield (the screen). The change in pressure in an air layer, directly adjacent to the diffuser, will be transferred, and sent forth, ie. will be more powerful radiation of sound.
12Place the assembled radiator in tight polyethylene, to keep out moisture and can bury it in the right place, to a depth of 30-50cm
13
The author: Dmitry Skrebtsov.

Leave a Reply

Your email address will not be published.

0

Отпугиватели грызунов

Убыточное соседство — крысы, мыши, кроты, землеройки, суслики, «кисочки», бурундуки, медведки.

Различные виды грызунов приносят нам много убытков, неприятностей, а иногда и заболеваний. Это нежелательное соседство, от которого мы стремимся избавиться различными способами — тратим средства на приобретение ядов, капканов, ловушек, химикатов, биопрепаратов и т.д., но зачастую наши усилия бывают тщетны.

Согласитесь, когда вы ухаживаете за растениями, видите, как они растут, расцветают … и приходят «ОНИ», Что делать?

Существует много способов борьбы с грызунами. В данной статье мы поговорим о более новом и безопасном, а в денежном смысле и экономичном методе борьбы с нашими «друзьями» меньшими.

Важным открытием было обнаружение неприязни грызунов к звукам высокой частоты (ультразвук), которые не слышит обычный человек и низкочастотным звукам, распространяющимся в земле. Электронные устройства излучающие данные частоты, безопасны для людей, домашних животных и птиц, подземных насекомых не вызывают помех в работе теле и радиоаппаратуры.

Я хочу представить Вам ряд принципиальных схем для отпугивания грызунов. (1 – подземные грызуны, 2 – крысы, мыши и т.д.)

1. Подземные грызуны (кроты, землеройки, медведки)
Как известно, они используют свой обостренный слух для улавливания вибраций почвы. Вибрация почвы предупреждает грызунов об опасности и вынуждает их спасаться бегством. Мы можем использовать данный факт.

Достаточно создать звуковую вибрацию в почве с частотой от 100 до 400 Гц. В качестве излучателя можно использовать динамик от старого маломощного приемника. Излучатель закапывают на глубину 30 – 50 см в грунт.

Начнем с самых простых устройств. Для их изготовления используются наиболее распространенные детали.

Вариант №1
Можно применить звуковой мультивибратор на P-N-P или N-P-N транзисторах. При напряжение питания 4,5 – 9 V его мощности достаточно для распространения сигнала на 300 – 1000 м2. Недостатком данной конструкции является постоянная работа. Теоретически сигнал должен поступать периодами и вам придется временами включать и выключать мультивибратор.

При использование перечисленных деталей частота сигнала составляет около 200 Гц. Динамик В1 – 0,25 Вт или 0,5 Вт.
1          Рис. 1.
R1, R4 – 1 ком; R2, R3 – 39 ком; R5 – 510 ом; С1, С2, С3 – 0,1 мкФ; V1,V2 – МП 26 или МП42; V3 – ГТ 402, ГТ403.

2Рис. 2.
R1, R4 – 1 ком; R2, R3 – 39 ком; R5 – 1ком; С1, С2, С3 – 0,1 мкФ; V1,V2 – КТ315; V3 – КТ815

Вариант №2
Как я отметил выше, сигнал должен излучатся периодически, таким образом, мы эмитируем подвижки земных слоев как перед землетрясением. Этого можно достичь, используя два мультивибратора, один из которых излучает необходимый нам сигнал, второй управляет работой первого мультивибратора. В результате из динамика мы услышим «бип-пауза-бип-пауза и т.д.». Принципиальная схема приведена на рис.3.
3Рис. 3.
Детали: Rp – 100ком; R1, R4, R6, R9 – 1 ком; R2, R3 – 47 ком; R7, R8 – 27 ком; R5, R10 – 510 ом; С1, С2, – 500 мкФ; С3, С4 – 0,22 мкФ; С5 – 0,1 мкФ; V1,V2,V4,V5 – МП 26 или МП42; V3,V6 – КТ 814, КТ 816; VD1, VD2 – АЛ 307; В1 – 0,5 или 1 Вт сопротивлением 8 ом.

Рассмотрим, как работает электронная «начинка» отпугивателя на Рис.3. Основу устройства составляют мультивибраторы . Один из них на транзисторах V4 и V5 генерируют колебания с частотой около 200 Гц. Транзистор V6 – усиливает мощность этих колебаний. Как видно из схемы мультивибратор на транзисторах V4,V5,V6 являются нагрузкой правого плеча мультивибратора, собранного на транзисторах V1,V2,V3. Таким образом, питание на этот мультивибратор подается в момент, когда открыты транзисторы V2,V3. В это время сопротивление их участков эмиттер – коллектор очень мало, и эмиттеры транзисторов V4,V5 и V6 оказываются практически соединенными с плюсовым выводом питающего источника. Когда транзисторы V2,V3 закрыты, мультивибратор не генерирует. Иначе говоря, устройство на транзисторах V1,V2 и V3 играет роль автоматического ключа питания мультивибратора на транзисторах V4,V5,V6. Переменный резистор Rp служит для изменения длины пауз. Светодиоды VD1, VD2 – применены для визуальной индикации режимов «работа-пауза». В отпугивателе можно использовать любые маломощные транзисторы, например серии МП структуры p-n-p, КТ 361, КТ 203, КТ3107 и т.п. Транзистор КТ 816 можно заменить на ГТ402, ГТ403, П201, П214 и т.д. В качестве источника питания можно использовать солнечные батареи, две батареи питания типа 3336 соединенные последовательно или от сетевого источника питания с напряжением выхода 4,5 – 9 V. Данное устройство начинает работать сразу и не требует дополнительных настроек.

Вариант №3
Отпугиватель подземных грызунов можно собрать на очень распространенной микросхеме К155ЛА3 применив схему генератора прерывистого сигнала.

А для усиления звука использовать двухтактный бестрансформаторный усилитель мощности как показано на рис. 4.1а и 4.1б или с помощью звукового трансформатора от маломощных приемников как показано на рис. 4.2 Напряжение питания отпугивателей – 4,5 — 5V. Принцип работы генератора прерывистого сигнала аналогичен с устройством, описанным в варианте №2. В нем также присутствуют два генератора, один из которых формирует нужную нам частоту звукового сигнала, он собран на ЛЭ И-НЕ DD1.3 DD1.4, второй управляет работой первого и собран на ЛЭ И-НЕ DD1.1 DD1.2.

Частота каждого генератора зависит от емкости конденсатора и сопротивления резистора. Для генератора на ЛЭ И-НЕ DD1.3 DD1.4 – С2, R2 и соответственно для генератора на ЛЭ И-НЕ DD1.1 DD1.2 – С1, R1. Частота генерируемых импульсов определяется зависимостью F=1/T; где T≈2,3СR, при соблюдение ограничительного условия для выбора сопротивления резистора 240 Ом < R <470 Ом. Немного позже я приведу вариант схемы, где частоту генерации управляющего генератора можно изменять в 200 раз, а сопротивление резистора использовать с большим значением.
4Рис.4.1а
И так остановимся на деталях устройства на рис.4.1а. микросхема К155ЛА3 или К131ЛА3, С1 – 2200 мкФ, С2 – 4,7 мкФ, С3 – 47 — 100 мкФ, R1-R2 – 430 Ом, R3 – 1 ком, V1 – КТ315, V2 — КТ361 или другие маломощные транзисторы, например серии “МП”. Динамическая головка мощностью 0,25 Вт со звуковой катушкой сопротивлением 8 – 10 Ом. Для увеличения мощности можно использовать транзисторы, например V1 – ГТ404, V2 ГТ402. Питание 4,5 – 5V
5Рис.4.1б
Вариант на рис. 4.1б отличается от варианта на рис. 4.1а более мощным выходным усилителем звука собранном на трех транзисторах. Детали: микросхема К155ЛА3 или К131ЛА3, С1 – 2200 мкФ, С2 – 4,7 мкФ, С3 – 47 — 200 мкФ, R1-R2 – 430 Ом, R3 – 1 ком, R4 — 4,7 ком, R5 – 220 Ом, V1 – КТ361 (МП 26, МП 42, кт 203 и т.п.), V2 – ГТ404 (КТ815, КТ817), V3 – ГТ402 (КТ814, КТ816). Динамическая головка мощностью 0,25 – 0,5 Вт со звуковой катушкой сопротивлением 8 – 10 Ом. Питание 4,5 – 5V
6Рис. 4.2
В варианте на рис. 4.2 в качестве выходного усилителя применен трансформатор ТВ-12 (можно применить трансформатор от любого малогабаритного транзисторного приемника). Динамическая головка мощностью 0,25 Вт со звуковой катушкой сопротивлением 8 – 10 Ом. Питание 4,5 – 5V

Вариант №4
В приведенных выше схемах генераторов прерывистого сигнала на микросхеме К155ЛА3 во времязадающей цепи включают конденсаторы большей емкости и резисторы малых сопротивлений, что ограничивает диапазон плавной регулировки частоты следования управляющих импульсов. В отпугиватели, схема которого изображена на рис. 5, подобный недостаток устранен включением транзистора на входы ЛЭ DD1.1, который играет роль эмиттреного повторителя с большим входным и малым выходным сопротивление. Поэтому возможно применение резисторов с большим сопротивлением, чем в предыдущих схемах, а ограничительное условие для выбора сопротивления выглядит — 240 Ом < R < 30 кОм. Частота такого генератора может изменяться в 200 раз. Частота генерируемых импульсов определяется так же F=1/T; где T≈2,3CR.
7Рис. 5

Используемые детали: микросхема К155ЛА3 или К131ЛА3, С1 – 100 мкФ, С2 – 4,7 мкФ, R1 – 260 Ом, R2 — 430 Ом, R3 – 1 ком, Rp -30 ком, V1 – КТ361 (МП 26, МП 42, КТ203 и т.п.), V2 – ГТ404 (КТ815, КТ817). Динамическая головка мощностью 0,5 Вт со звуковой катушкой сопротивлением 8 – 10 Ом. Питание 4,5 – 5V.

Вариант №5
И еще одно устройство на довольно распространенной иностранной микросхеме из серии 4000. Данная конструкция взята из книги «135 РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИХ УСТРОЙСТВ НА ОТНОЙ МИКРОСХЕМЕ» автор Ньютон С. Брага. (Проект 25 Устройство звуковой сигнализации с мощным выходом (Э, П) стр. 73)

Хоть и статья относится к сигнализации, но данное устройство для отпугивания подземных грызунов отлично подходит к нашей теме. У конструкции есть ряд положительных сторон. Рассмотрим подробно принцип работы устройства. Выходной каскад на транзисторах, они способны отдавать в громкоговорители несколько сот милливатт. Как и в предыдущих схемах, устройство состоит из генератора аудиотона на ЛЭ DD1.2 и управляющего генератора на ЛЭ DD1.1. Частота повторения сигнала настраивается переменным резистором Rp1, аудиотон — переменным резистором Rp2. Изменение тона и частоты следования пакетов импульсов можно осуществлять выбором соответствующих номиналов конденсаторов С1 и С2. Вы можете поэкспериментировать, изменяя их значения в соответствии с назначением устройства. Принципиальная схема устройства приведена на рис. 6.

Потребляемый устройством ток – около 50 мА. Напряжение питания микросхемы 3-9 V. Для улучшения акустических характеристик громкоговоритель нужно поместить на пластиковую поверхность или в небольшой корпус. Микросхема CD 4093, отечественный аналог К561ТЛ1.
8Рис. 6
Используемые детали: Rp1 – 1.5 Мом, Rp2 – 47 кОм, R1 – 100 кОм, R2 – 47 кОм, R3 – 4,7 кОм, С1 – 47 мкФ, С2 – 0,1 мкФ, С3 – 47 мкФ, С4 – 100 мкФ. V1 – КТ315 (КТ815), V2 – КТ361 (КТ814), динамик 0,25-0,5 Вт- 4 – 8 Ом. Для питания устройства прекрасно подходят квадратные батарейки типа 3336 соединенные последовательно.

Желаю вам удачи, смело экспериментируйте, пробуйте. В левой колонке предложены варианты как изготовить описанные устройства. А мы прейдем к наиболее злостным и приносящим ощутимый ущерб – мыши, крысы и т.п.

2. Крысы, мыши, суслики, «кисочки», бурундуки

Эти назойливые «соседи» приносят ущерб не только в саду, но и в быту, на складах, в подвалах, в погребах, местах хранения продуктов питания, в трюмах кораблей, в гаражах, портят проводку эл. питания, распространяют заболевания многое другое. Задумайтесь – ведь на приобретение или изготовление отпугивающего устройства вы потратите меньше средств и усилий, чем постоянно приобретать яды, отравленные приманки, капканы, теряя средства.

Отпугиватели грызунов находят применение не только в садах и огородах, но и в различных помещениях: бытовых, складских, жилых (квартиры, офисы загородные дома и т.д), подвальных, в зернохранилищах, а также на производственных и животноводческих предприятиях.

В чем же заключается принцип работы данного устройства? В чем его преимущества перед другими методами? Отпугиватель грызунов излучает ультразвуковые волны (с частотой, превышающей 20 кГц), которые, в свою очередь и отпугивают грызунов.

Ультразвуковые частоты крайне негативно сказываются на крысах и мышах. Излучаемые звуковые волны вызывают у них тревожность, страх, поэтому грызуны стремятся покинуть облучаемое ультразвуком помещение. Отпугиватели крыс проходили лабораторные испытания, в результате которых установлено, что при постоянном воздействии крысы и мыши испытывают нарастающее стрессовое состояние, и в течение нескольких недель покидают помещение. Обычно срок их ухода колеблется в пределах двух-четырех недель, в зависимости от вида грызунов, их численности и от того, насколько сильно ультразвуковое излучение. Мышата и крысята в течение двух недель после рождения глухие, поэтому на них ультразвук первое время не действует. Рекомендуемое время воздействия – четыре-шесть недель. А в качестве профилактики прибор может работать постоянно.

Приступим к описанию устройств. Заранее хочу предупредить, что на высоких частотах нам потребуется более мощное усиление сигнала, чем в устройствах для отпугивания подземных грызунов, это связано с особенностью прохождения высокочастотного сигнала в воздухе и со способностью воспроизведения сигнала высокочастотными динамическими головками. В результате отпугиватели потребляют больший ток, и питать их следует от сети переменного напряжения или от автомобильного аккумулятора. Средний ток потребления отпугивателей в момент работы, составляет от 250 до 800 мА для счетчика эл. Энергии подобное потребление практически не заметно, а для батареек уже существенно.

Вариант №1
Предложенную схему на рис.7 вы уже видели в устройствах для кротов, разница в выходном каскаде. Для увеличения выходной мощности здесь применен составной транзистор, а в генераторе сигнала добавлен переменный резистор. Динамик должен быть высокочастотным с сопротивлением динамической головки 8 ом. Подойдет, например, от телевизора — 2ГД-36К, 8 Ом ГОСТ9010-78, или от колонок. Для увеличения стресса у наших мелких подопечных, кроме изменения длины пауз резистором Rp1 я добавил переменное сопротивление Rp2 для изменения частоты сигнала в пределах 15 кГц. Подобная комбинация усиливает стресс у животных, и периодическое изменение частоты звука вынуждает крыс и мышей быстрее покинуть вас.

Отпугиватель излучает звуковой сигнал от 28 кГц до 44 кГц. В устройстве отношение пауза — работа 1/3. Напряжение питания 5V. Отношение в выборе сопротивлений такое же, как в устройствах, описанных для подземных грызунов на микросхеме К155ЛА3.
9Рис.7.

В принципиальной схеме на рис. 7 используются следующие детали: микросхема К155ЛА3 или К131ЛА3, С1 – 100 мкФ, С2 – 0,033 мкФ, R1 – 260 Ом, R2 — 240 Ом, R3 – 1 ком, Rp1 -30 ком, Rp2 -220 Ом V1 – КТ361 (МП 26, МП 42, КТ203 и т.п.), V3 – ГТ404 (КТ815, КТ817). Питание 4,5 – 5V.

Вариант №2
Хоть на первый взгляд подобная схема кажется сложной, я считаю наиболее практичной и универсальной. Как и все предыдущие варианты, при правильной сборке и исправности деталей начинает работать сразу. Выходная мощность составляет 0,8 — 1Вт.
10Рис.8.

Как изготовить излучатель для подземных грызунов.
В разных средах низкочастотная звуковая волна распространяется с разной скоростью и на разное расстояние. В качестве излучателя мы используем обычный динамик от старенького радиоприемника. Для повышения эффективности работы и увеличения площади распространения звуковой волны можно просто прикрепить динамик к квадратной или круглой пластине из пластика. см.рис.
11Диффузор громкоговорителя при движение вперед сжимает воздух впереди себя и разряжает с сади. Эти области сжатия и разряжения, огибают диффузор, накладываются друг на друга и взаимно уничтожаются. При движение диффузора назад получается та же картина. Такой эффект называют акустическим «коротким замыканием»: диффузор только перегоняет воздух с одной стороны на другую.

Для устранения этого эффекта громкоговоритель укрепляют на щите (экране). При этом изменение давления в воздушном слое, непосредственно примыкающем к диффузору, будет передаваться, и направляться дальше, т.е. будет происходить более мощное излучение звука.
12Поместите собранный излучатель в плотный полиэтилен, чтоб не попадала влага и можете закопать в нужное место, на глубину 30-50см
13
Автор статьи: Скребцов Дмитрий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.