Компания Yulong — уже далеко не новичок на рынке аудиотехники. С педантичностью, достойной лучших японских и немецких компаний, в Yulong методично закрывают один сегмент рынка за другим. У них есть решения и в бюджетном сегменте, и в области Hi-End (я рассказывал про их комбайн DA8), а относительно недавно в их продуктовой линейке появился балансный усилитель для наушников A28 (помимо более дорогого A18), и именно про А28 я и расскажу.
Для чего нужен вообще подобный усилитель? Все дело в том, что большинство действительно хороших наушников требуют для раскрытия своего потенциала достаточно мощного сигнала, который не могут предоставить обычные источники. Иногда это явно заметно по громкости — наушники банально звучат тихо, даже если вы выкрутите регулятор на максимум. Но зачастую как раз громкости наушникам хватает, но они не выдают тот максимум качественного звука, на который способны: теряется контроль баса, ВЧ звучат блекло, ухудшается разрешение. Чаще всего такие тугие наушники можно определить по их импедансу и чувствительности. Для наушников с импедансом, превышающим 60? (примерная цифра), усилитель очень рекомендован. То же самое с наушниками, у которых чувствительность ниже 100 дБ/мВт (цифра также примерная, бывают исключения).Как вы могли уже догадаться, эти два показателя — далеко не панацея. В качестве примера могу привести одни из моих любимейших наушников AKG K702 (сейчас доступны на вторичном рынке по замечательной цене). Их чувствительность — 105 дБ, импеданс — 62?, в принципе, по цифрам — не самые тугие наушники. На самом же деле, для этих наушников очень рекомендуется усилитель желательно с выходной мощностью выше среднего, иначе вы лишитесь в них баса. Забегая вперед, скажу, что я слушал их со многими усилителями, но только с A28 я услышал, что НЧ в них все-таки есть, и очень неплохие.
У Yulong есть замечательная линейка Sabre. В нее входят продукты почти топовые. Говорю почти, потому что в разработке у компании находятся два абсолютно бескомпромиссных по всем параметрам устройства ЦАП D8 и усилитель A8, и когда-то они станут топом, но на данный момент именно серия Sabre является вершиной продуктовой линейки компании. Данный модельный ряд включает в себя устройства, выполненные в схожем дизайне. Алюминиевый корпус A28 совпадает размерами (250 мм x 200 мм x 55 мм) с остальной продукцией Sabre, таким образом, А28 отлично становится в одну стойку с другими устройствами, позволяя собирать настольную систему очень высокого уровня.
Линейка Sabre немного отличается эклектичностью, поскольку в ней присутствует ряд продуктов, снятых с производства (не упускайте шанс приобрести их по хорошей цене), наиболее же актуальны в ней: кондиционер питания P18, ЦАП/усилитель DA8, усилители для наушников A18 и A28 и ЦАП D18. В ближайшем будущем выйдет еще одна интересная модель — ЦАП/усилитель D200, являющийся практически аналогом DA8 при цене в 2 раза ниже.
С позиционированием усилителей есть небольшая путаница. Две актуальных модели A18 и A28, обе выполнены по балансной схеме. А18 построен полностью на дискретных элементах, в то время как A28 комбинирует использование операционных усилителей с классической схемой алмазного буфера на транзисторах. Отличаются усилители по цене — 18-й стоит около 900 долларов, в то время как более новый 28-й продается на eBay по цене от 600 до 700 долларов в зависимости от продавца. Невзирая на эти различия, стоит сказать что A28 — это все же не младшая модель, так как по уровню данные усилители близки, это скорее новый подход, предлагающий другое звучание. Так же на стороне A28 — более широкий выбор входов/выходов.
По словам инженеров Yulong, основной целью при разработке A28 было достижение высокого качества звука при сохранении умеренного ценника. Перепробовав различные сочетания, инженеры остановились на ОУ OPA 2604 и транзисторах MJE243/253, подключенных по схеме алмазного буфера.
Так как A28 — балансный усилитель, а разработчики не хотели делать его узкоспециализированным, они сделали возможность подключения и обычного источника с помощью двух RCA-разъемов. В этом случае используется OPA1632 для преобразования обычного входа в балансный.
Не экономили и на других деталях: силовой трансформатор от канадской Plitron, коннекторы Neutrik, потенциометр от тайваньской Alpha.
Технические характеристики
- Соотношение сигнал/шум: >120 дБ
- Общие гармонические искажения+шум: 0,0005 %
- Перекрестные помехи: >100dB
- Частотный диапазон: 20 Гц – 20 КГц, ±0,3 дБ
- Выходная мощность балансного выхода: 600? – 400 мВт, 300? – 700 мВт, 150? – 1.3 Вт, 32? – 2,5 Вт
- Выходная мощность небалансного выхода: 600? – 120 мВт, 300? – 200 мВт, 150? – 350 мВт, 32? – 800 мВт
- Потребление энергии: < 30 Вт
- Размеры: 250 мм x 200 мм x 55 мм
- Вес: 3 кг
Дизайн и управление
Все продукты линейки Sabre производятся в двух цветах, вы можете выбирать между серебристым и черным. Я предпочитаю первый вариант, так как люблю текстуру алюминия в необработанном виде.
Внешний вид A28 весьма прост, но это сдержанная простота высококлассной техники. Все органы управления и разъемы расположены на передней и задней стороне устройства. Впереди находятся: выключатель с описанным вокруг него зеленым индикатором питания, регулятор громкости и три комбинированных разъема. На разъемах хотелось бы остановиться подробнее. Дело в том, что разработчики решили предоставить пользователю максимум возможностей по подключению наушников. Крайний справа четырехпиновый XLR-разъем предназначен для подключения балансных наушников с соответствующим штекером. Два остальных разъема — комбинированные. В них можно подключать обычный 6,3-мм TRS-коннектор или же трехпиновые разъемы XLR. В первом случае выходы будут использоваться для небалансных наушников, а во втором случае — вы сможете подключить наушники с балансным кабелем, оснащенным двумя трехпиновыми XLR.
Выходы для небалансных наушников подписаны как High и Low. По словам представителей компании, правый выход предназначен для очень чувствительных наушников с низким импедансом. Его уменьшенная мощность защищает подобные наушники от перегрузок, которые могут быть для них катастрофичными. Большинство же обычных наушников стоит слушать с левого выхода — там нет ограничений, и, следовательно, звук будет лучше. Кстати, в ходе экспериментов я пришел к выводу, что выход Low лучше подходит для внутриканальных наушников, так как на нем шум менее заметен.
Таким образом, к A28 вы можете подключить любой кабель из существующих для больших наушников, а хитрая система коммутации на реле, скрытая внутри усилителя, возьмет на себя все остальное.
Главное, о чем предупреждают разработчики — не использовать адаптеры с балансного выхода на небалансный, так как это может привести к повреждению устройства. Если ваши наушники имеют простой кабель с общей землей — используйте соответствующий выход, или озаботьтесь заменой кабеля (в случае A28 это имеет смысл).
Регулятор громкости — очень приятный, правильно подобранное усилие для вращения, отсутствие шума, плавная регулировка — все как нужно.
На задней панели расположены входы. Два балансных трехпиновых XLR и два небалансных RCA. Между ними разместился переключатель, позволяющий выбрать одну из двух пар. Разработчики не рекомендуют подключать источники сигнала к обоим входам одновременно, так как это негативно сказывается на качестве звука. В углу задней панели разместилось стандартное гнездо для кабеля питания, совмещенное с предохранителем и переключатель выбора напряжения сети.
На боковых гранях находятся щели для отвода тепла, так как усилитель нагревается в ходе работы — постарайтесь не блокировать их.
Звук
Для прослушивания усилителя я использовал следующее оборудование.
- MacBook Pro Retina Late 2013 в роли источника
- Yulong DA8 по USB в роли ЦАПа, подключенный к A28 балансными кабелями
- Fidelia в роли плеера
- Наушники Philips Fidelio X1 (с балансным подключением), AKG K702 (с балансным подключением), ZMF Fostex (с балансным подключением), Fischer Audio FA-003 Bog Oak Limited Edition, Sennheiser HD800
- Записи в формате lossless
Главное, что стоит учитывать возможным пользователям этого усилителя — в первую очередь A28 предназначен для балансного подключения. Балансный выход дает большую мощность на наушники, да и по звуку выигрывает у небалансного. Впрочем, и небалансный выход весьма неплох, но тут уже основной вопрос в том — зачем соглашаться на полумеры. С учетом того, что большинство топовых наушников предусматривает замену штатного кабеля, перевести их на балансное подключение не составляет труда. Я, например, воспользовался услугами Era-in-ear, они прооперировали мои AKG и Philips, превратив их в балансные и снабдив соответствующими кабелями.
Понятно, что усилитель такого уровня обладает отменной детальностью, разрешением и тонально нейтрален. Это необходимые, но не достаточные условия. Я, пожалуй, отойду от своей традиции описания звука в общем и сконцентрируюсь именно на звучании отдельных наушников с данным усилителем.
Самое большое удивление меня, конечно, ждало с AKG K702. Я уже привык к тому, что 702 — наушники с небольшим количеством баса: об этом пишут и большинство обозревателей в интернете, это подтверждал и мой собственный опыт их прослушивания с усилителями попроще. С этим легко смириться, так как не ради мощного баса покупают эти AKG, их главные достоинства — детальность, прозрачность и объемная сцена. Послушав их с Yulong A28, я понял, что на самом деле бас у них есть, причем глубокий и очень текстурный, просто для полноценного раскрытия K702 нужен мощный усилитель. С этой ролью A28 справляется на отлично, а наушники обретают те НЧ, которых им недостает с другими источниками.
Philips Fidelio X1 я склонен считать одними из лучших наушников последних лет пяти. Дорогой стильный дизайн, породистый, чуть темноватый звук с высоким разрешением и динамикой, умеренная цена (правда, в России она не так хороша), нетребовательность к источнику — вот главные достоинства X1. Разумеется, говоря о нетребовательности к источнику, стоит понимать, что хорошие наушники звучат настолько плохо, насколько плох сам источник. Поэтому все-таки слушать Fidelio X1 с первым попавшимся плеером не стоит. Yulong A28 помогает им раскрыться на пределе возможностей — улучшает протяженность и разрешение ВЧ, делает СЧ не такими отдаленными, выравнивает тональный баланс, немного высветляя его.
ZMF Fostex — еще один пример наушников, требовательных к усилению, невзирая на характеристики. Изодинамические излучатели, использованные в них, отличаются небывалой детальностью и весьма сложны в полноценном раскрытии, требуя усилитель помощнее. Раньше я слушал их с неплохим DIY усилителем на базе AD823, но A28, конечно, выводит их на другой уровень. Улучшается буквально каждый аспект звучания: разрешение, динамика, разделение каналов, построение сцены. ZMF и так неплохи, но с хорошим усилением они начинают звучать на уровне, сравнимом со многими топовыми изодинамическими решениями.
Разумеется, мне было интересно проверить A28 в небалансном режиме и сравнить с выходом усилителя для наушников DA8. Для этого я использовал замечательные Fischer Audio FA-003 лимитированной серии Non-Profit и вершину всего — HD800 от Sennheiser. Сразу стоит сказать, что небалансный выход ощутимо отстает от балансного собрата, хотя и немного превосходит встроенный усилитель DA8. С небалансного выхода вы получите заметно меньше НЧ и более узкую воображаемую сцену. Хотя если не сравнивать выходы между собой, то и в небалансном режиме A28 очень хорош: динамика, детали, разрешение — вполне на уровне усилителей той же ценовой категории.
Очень хорош небалансный выход с чувствительными IEM: практически полное отсутствие шума, приятная детализация и мощность.
Выводы
Очень достойное продолжение линейки. Не знаю, заменит ли A28 старую модель A18, как обещали представители компании, или станет альтернативой, доступной параллельно, но в любом случае, A28 — это отличный усилитель для тех, кто хочет добиться максимума от своих наушников, пусть даже ценой перехода на балансное подключение. Как обычно у Yulong, A28 стоит раза в полтора дешевле аналогов от конкурентов, что особенно радует тех, кто не готов добиваться качества, невзирая на цену.
К сожалению, в России представителей компании нет, хотя на eBay есть масса предложений от проверенных продавцов, жители же Украины могут обратиться к официальному дистрибьютору.