0

Power supply filter with increased protection

The article proposes a simple surge protector that will significantly reduce the likelihood of damage to household radio equipment from high-voltage impulse noise in the network. 230 B / 50 GC.

The proposed power filter, by the level of protection they provide, In most cases, will be much more effective, what filters, built into inexpensive industrial power strips.

About twenty years ago, the author of this article witnessed an unusual natural or man-made phenomenon. Dark winter evening on the overhead line voltage power 0.4 KB, directly on the wires, yellow and white balls about the size of a basketball began to appear out of nowhere, with a hiss these balls at a speed of about 8 km / h began to roll in one direction along the wires like real balls, (a), reaching the insulators, fixed on electric poles, exploded with fireworks of sparks. At the same time, the wires themselves were fired with electric lightning several meters long at the nearest buildings..

When, in a few minutes, I went to the service premises, then such a picture appeared before my eyes – from junction boxes, lighting switches, sockets in the direction of the nearest walls were struck by lightning up to one meter long. A TV was plugged into one of these sockets., which continued to work flawlessly, although a few tens of centimeters from the table with the TV, in the socket, where was his cord inserted, played with lightning with a brick wall. The TV was a tube "Record-6". All these phenomena lasted about ten minutes on a power line with a length of about 300…500 m. Although mainly wooden structures were attacked by lightning, no fires occurred. Nearby electrical substation 35 kV / 0.4 kV smoke, but the power supply was not interrupted. I have not yet had the opportunity to see such a phenomenon at least once and record such an unusual show on a video file..

Modern radio equipment with switching power supplies is much more sensitive to various anomalous phenomena in the AC network 230 AT, than equipment with classic step-down transformers. The greatest danger is posed by lightning strikes during a thunderstorm, which sometimes happen unexpectedly, when the storm still seems to be somewhere far away, or when it seems to have ended half an hour ago.

For radio equipment, they are dangerous as direct lightning strikes into a three-phase power grid 0.4 KB, and lightning strikes into nearby objects. Also, high-voltage impulses of voltage of a man-made nature are dangerous for radio equipment., For example, arising at the moments of switching power supply of inductive loads, connected to the network 230/400 VAC: powerful electric motors, transformers, powerful electromagnets, etc..

To improve the reliability of your home equipment, you can make a simple surge protector, the schematic diagram of which is shown in Fig.. 1. The device is designed to connect TVs to it, radio receivers, amplifiers, компью­теров, computer office equipment and other similar power consumers 230 AT / 50 Hz. If your household electrical appliance already has any protective filters, then you can turn on several such devices in series, which will increase the degree of protection. The design is intended for connection to conventional mains power sockets and is not intended for installation in electrical distribution boards.

rice. 1

AC mains voltage 230 B is supplied to the XP1 plug, current flows through fuse FU1 and goes to two-link LC filter, consisting of a double-winding choke L1, two identical chokes L2, L3 and interference suppression capacitors C1 - C3. Also, the device has stopped three links for suppression of high-voltage impulse noise.

The first link performed on two FV1 vacuum arresters, FV2 with operate voltage approx. 1000 DC.

Second link protection is implemented on a disk varistor RU1 with a classification voltage of about 620 AT.

Third link protection is implemented on two varistors RU2, RU3 with classification voltage 430 AT. The same varistors can protect the loads connected to the filter in the event of a power failure., when instead of stress 230 Will appear in your sockets 400 AT. After such an incident RU2, RU3 will most likely be hopelessly damaged with physical destruction of the case, sacrificed himself, For example, to save your giant modern TV. Included in the diagonal of the VD1 rectifier bridge – VD4 LED HL1 shines when supply voltage is present, Besides, chain R1, R2, VD1 -VD4, HL1 discharges capacitors C1 - C3 after disconnecting the filter from the mains socket.

The design and details

A view of the installation of elements is shown in Fig. 2. installation of suspended, the power lines are made with stranded PVC-insulated mounting wire with a copper cross-section 1 mm2. Resistors can be used like MLT, RPM, S2-23, S2-33.

rice. 2

Ceramic capacitor C1 of K15-5 type or analogue for DC operating voltage not lower 3 kV capacity 2200 pF…0.01 uF. Condenser C2 of type K78-2 or analogue with a capacity of 0.033…0.1 uF operating voltage 1000 DC. Film capacitor C3 with a capacity 0.1 …0.22 μF for operating voltage not lower than 250 VAC or below 630 DC, instead of the imported one, the domestic type K73-17 is suitable, K73-24.

Double-winding choke L1 is wound on a 600NN ferrite rod with a diameter 8 mm and length 70 mm, each winding contains 12 turns of homemade litz wire 10×0.27 mm of winding wire. Litz wire applied for easy winding. The ferrite core is wrapped with several layers of office paper before laying the windings, which is then impregnated with tsaponlak. The finished choke is impregnated with XB-784 varnish or similar. For chokes L2, L3 uses B36 low-frequency ferrite armor cores. Each choke contains 30 turns of the same wire, as L1. Winding on frameworks turn to turn, after each layer of winding, a layer of varnish insulation is laid, mica or tissue paper. The windings must be reliably isolated from the ferrite core., and the cores themselves must be isolated from any other live parts of the structure.

FV1 vacuum arresters, FV2 taken from CRT boards from imported TVs or monitors. Instead of two such arresters, one more powerful one can be installed, напри­мер, from Epcos for voltage 800…1200 AT. Do not connect several LV arresters in series.. In the absence of suitable arresters, one disk varistor can be installed in their place for the classification voltage 910 AT, For example, FNR-20K911. Varistor MYG20-621 in this design can be replaced with FNR-20K621, FNR- 20К681. Instead of varistors MYG20-431, you can use FNR-20K431, FNR-20K471.

Green LED L-1503GD, lens diameter 5 mm, can be replaced by AL307, KİPD40. Instead of diodes 1N4148, KD510 is suitable, KD521, KD522, KD209. Diodes and resistors are installed on the circuit board from the connection side. LED mounted on the front of the device. Fuse holder DVP-7, suitable for fuses with body length 30 mm. More common glass or ceramic body lengths 20 mm are not suitable for operation in this device. Fuse holder mounted on the front of the device, it also houses a typical XS1 power outlet without an external protective case. At connected load current 10 And on all structural elements, including 2 m of connecting wire with plug ХР1, lost about 4 W., a little.

The housing for this filter must be made of non-flammable material. The author used a ready-made brass box with dimensions of 130x104x48x0.6 mm, (Cm. photo at the beginning of the article). There must be no ventilation holes in the case. The mounting plate is installed in this housing on metal bushings. At the location of the circuit board, a U-shaped insulator made of dense electrical cardboard is glued into the box, soaked in tsaponlak. For gluing, you can use varnish XB-784. An error-free device starts working immediately and does not require adjustment.

This design is only an additional link of protection against abnormal voltages and impulse noise.. Therefore, its presence in the power supply circuit does not negate the desirability of the presence of protection nodes inside the end consumers of current, For example, in a computer power supply, telephone "charging", and in the input distribution board. In the same time, in reality, due to economy or slovenliness, often missing and the first, and the second, and that frail varistor, what's installed in your beautiful power strip for the price of 5…10 USD, nothing but calming the conscience of the manufacturer does not give.

Author: Andrey Butov, with. Kurba Yaroslavl region.
A source: Radio amateur ator5-6 / 2020






Leave a Reply

Your email address will not be published.

0

Сетевой фильтр питания с повышенной степенью защиты

В статье предлагается простой сетевой фильтр который поможет значительно умень­шить вероятность повреждения бытовой радио­аппаратуры от высоковольтных импульсных по­мех в сети 230 В/50 Гц.

Предлагаемый фильтр питания, по уровню предоставляемой им защиты, в большинстве случаев, окажется значительно эффективнее, чем фильтры, встроенные в недорогие сетевые удлинители-разветвители промышленного из­готовления.

Около двадцати лет назад автор этой ста­тьи стал свидетелем необычного природного или рукотворного явления. Тёмным зимним ве­чером на воздушной линии электропередачи напряжения 0.4 кВ, прямо на проводах, стали возникать из ниоткуда жёлто-белые шары раз­мером примерно с баскетбольный мяч, с шипе­нием эти шары со скоростью около 8 км/ч стали кататься в одном направлении по проводам как настоящие мячи, а, дойдя до изоляторов, закреплённых на электрических столбах, взрывались салютом искр. При этом сами провода стреляли электрическими молниями длиною в несколько метров по ближайшим строениям.

Когда, через несколько минут, я зашел в слу­жебные помещения, то перед моими глазами предстала такая картина — из разветвительных коробок, выключателей освещения, розеток в направлении ближайших стен били молнии дли­ною до одного метра. В одну из таких розеток был включен телевизор, который продолжал безупречно работать, хотя в нескольких десятках сантиметров от стола с телевизором, в розетке, куда был вставлен его шнур, играла молниями с кирпичной стеной. Телевизор был ламповый «Рекорд-6». Все эти явления продолжались около десяти минут на линии электропередачи протяжённостью около 300…500 метров. Хотя атакованы молниями были преимущественно деревянные строения, пожаров не возникло. Находящаяся поблизости электроподстанция 35 кВ/0.4 кВ задымилась, но электроснабжение не прерывалось. Увидеть ещё хотя бы раз такое явление и записать на видеофайл такое необыч­ное шоу мне пока не довелось.

Современная радиоаппаратура с импульс­ными блоками питания гораздо более чувстви­тельна к различным аномальным явлениям в сети переменного тока 230 В, чем аппаратура с классическими понижающими трансформа­торами. Наибольшую опасность представляют удары молнии во время грозы, которые иногда случаются неожиданно, когда гроза ещё вроде бы где-то далеко, или когда она уже вроде бы как пол часа назад закончилась.

Для радиоаппаратуры опасны как прямые попадания молнии в трехфазную электросеть 0.4 кВ, так и попадания молнии в близко распо­ложенные объекты. Также для радиоаппаратуры опасны высоковольтные импульсы напряжения рукотворного характера, например, возникаю­щие в моменты коммутации питания индуктив­ных нагрузок, подключенных к сети 230/400 В переменного тока: мощных электродвигателей, трансформаторов, мощных электромагнитов и т.п.

Чтобы повысить надёжность работы вашего домашнего оборудования, можно изготовить несложный сетевой фильтр, принципиальная схема которого показана на рис. 1. Устройство предназначено для подключения к нему телеви­зоров, радиоприёмников, усилителей, компью­теров, компьютерной оргтехники и других ана­логичных потребителей тока сети 230 В / 50 Гц. Если в вашем домашнем электрохозяйстве уже имеются какие-нибудь защитные фильтры, то можно включить несколько таких устройств по­следовательно, что увеличит степень защиты. Конструкция предназначена для подключения к обычным сетевым электророзеткам и не пред­назначена для установки в распределительные электрощитки.

Рис. 1

Напряжение сети переменного тока 230 В по­даётся на вилку ХР1, ток проходит через плавкий предохранитель FU1 и поступает на двухзвен­ный LC фильтр, состоящий из двухобмоточного дросселя L1, двух одинаковых дросселей L2, L3 и помехоподавляющих конденсаторов С1 – С3. Также в устройстве остановлены три звена по­давления высоковольтных импульсных помех.

Первое звено выполнено на двух вакуумных разрядниках FV1, FV2 с напряжением срабаты­вания около 1000 В постоянного тока.

Второе звено защиты реализовано на дис­ковом варисторе RU1 с классификационным на­пряжением около 620 В.

Третье звено защиты реализовано на двух варисторах RU2, RU3 с классификационным напряжением 430 В. Эти же варисторы могут защитить подключенные к фильтру нагрузки в случае аварии в электросети, когда вместо напряжения 230 В в ваших розетках появится 400 В. После такого инцидента RU2, RU3 скорее всего окажутся безнадёжно поврежденными с физическим разрушением корпуса, пожертво­вав собою, например, ради спасения вашего гигантского современного телевизора. Вклю­ченный в диагональ выпрямительного моста VD1 — VD4 светодиод HL1 светит при наличии напряжения питания, кроме того, цепь R1, R2, VD1 -VD4, HL1 разряжает конденсаторы С1 – С3 после отключения фильтра от сетевой розетки.

Конструкция и детали

Вид на монтаж элементов показан на рис.2. Монтаж навесной, силовые линии выполнены многожильным монтажным проводом в ПВХ изоляции с сечением по меди 1 мм2. Резисторы можно применить типа МЛТ, РПМ, С2-23, С2-33.

Рис. 2

Конденсатор С1 керамический типа К15-5 или аналог на рабочее напряжение постоянного тока не ниже 3 кВ ёмкостью 2200 пФ…0.01 мкФ. Конденсатор С2 типа К78-2 или аналог ёмкостью 0.033…0.1 мкФ на рабочее напряжение 1000 В постоянного тока. Конденсатор С3 плёночный ёмкостью 0.1 …0.22 мкФ на рабочее напряжение не ниже 250 В переменного тока или не ниже 630 В постоянного тока, вместо импортного по­дойдёт отечественный типа К73-17, К73-24.

Двухобмоточный дроссель L1 намотан на ферритовом стержне 600НН диаметром 8 мм и длиной 70 мм, каждая обмотка содержит по 12 витков самодельного литцендрата 10×0.27 мм из обмоточного провода. Литцендрат применён для удобства намотки. Ферритовый стержень перед укладкой обмоток обматывают несколь­кими слоями офисной бумаги, которую затем пропитывают цапонлаком. Готовый дроссель пропитывают лаком ХВ-784 или аналогичным. Для дросселей L2, L3 используются броневые сердечники Б36 из низкочастотного феррита. Каждый дроссель содержит по 30 витков такого же провода, что и L1. Намотка на каркасах виток к витку, после каждого слоя обмотки проклады­вают слой изоляции из лакоткани, слюды или тонкой бумаги. Обмотки должны быть надёж­но изолированы от ферритового сердечника, а сами сердечники должны быть изолированы от любых других токоведущих частей конструкции.

Вакуумные разрядники FV1, FV2 взяты с плат кинескопа от импортных телевизоров или мониторов. Вместо двух таких разрядников можно установить один более мощный, напри­мер, фирмы Epcos на напряжение 800…1200 В. Нельзя соединять последовательно несколько низковольтных разрядников. При отсутствии подходящих разрядников на их место можно установить один дисковый варистор на клас­сификационное напряжение 910 В, например, FNR-20K911. Варистор MYG20-621 в этой кон­струкции можно заменить на FNR-20K621, FNR- 20К681. Вместо варисторов MYG20-431 можно применить FNR-20K431, FNR-20K471.

Светодиод L-1503GD зелёного цвета све­чения, диаметр линзы 5 мм, можно заменить АЛ307, КИПД40. Вместо диодов 1N4148 подой­дут КД510, КД521, КД522, КД209. Диоды и ре­зисторы установлены на монтажной плате со стороны соединений. Светодиод установлен на передней панели устройства. Держатель пре­дохранителя ДВП-7, предназначен для плавких предохранителей с длиной корпуса 30 мм. Бо­лее распространённые плавкие предохрани­тели с длиной стеклянного или керамического корпуса 20 мм для работы в этом устройстве непригодны. Держатель предохранителя уста­новлен на передней панели устройства, на ней же размещена типовая сетевая розетка XS1 без внешнего защитного корпуса. При токе подклю­ченной нагрузки 10 А на всех элементах кон­струкции, включая 2 м соединительного прово­да с вилкой ХР1, теряется около 4 Вт мощности, что немного.

Корпус для этого фильтра должен быть из­готовлен из невозгораемого материала. Автор применил готовую латунную коробку размера­ми 130x104x48x0.6 мм, (см. фото в начале ста­тьи). В корпусе не должно быть вентиляционных отверстий. Монтажная плата устанавливается в этот корпус на металлических втулках. В месте расположения монтажной платы внутрь короб­ки вклеивают П-образный изолятор из плот­ного электрокартона, пропитанного цапонла­ком. Для приклеивания можно применить лак ХВ-784. Безошибочно изготовленное устрой­ство начинает работать сразу и не требует на­лаживания.

Эта конструкция представляет собой лишь дополнительное звено защиты от аномальных напряжений и импульсных помех. Поэтому её наличие в цепи электропитания не отменяет же­лательности наличия узлов защиты внутри ко­нечных потребителей тока, например, в компью­терном БП, телефонной «зарядке», и во входном распределительном щитке. В то же время, в ре­альности, из-за экономии или разгильдяйства, часто отсутствует и первое, и второе, а тот хи­ленький варистор, что установлен в вашем кра­сивом сетевом удлинителе-разветвителе по це­не 5…10 USD, ничего кроме успокоения совести изготовителя не даёт.

Автор: Андрей Бутов, с. Курба Ярославской обл.
Источник: Радиоаматор №5-6/2020






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.