0

Sound Amplifier with EF86 Lamps (6J32P) and EL34

Tube amplifiers have always been popular with amateur radio circles.. Construction described, not for sound professionals, but for fans, who just listen to music and like to create something on their own. Easily accessible lamps EF86 and EL34 were used in the design., as well as commonly available type transformers.

Lamp Amplifier EL34

Principle of operation and scheme

The amplifier is built in topology SE (Single-Ended – with one reinforcing element). Main condition, which should have been consistent with the design, consisted of achieving power around 7. ..9 Watts per channel when using readily available items.

In each channel two lamps work. At the voltage amplification stage, a low-noise and low-power pentode EF86 or EF806 was used (domestic analogue 6Zh32P), and the pentode EL34 – on power. General view and pinout of lamps is shown in the figure. 1.

rice. 1

Schematic diagram of the amplifier shown in Figure 2.

Lamp amplifier circuit EL34

rice. 2

Left channel elements are marked with the letter L, right channel – the letter R, and the elements of the anode power source – letter A, glow pattern – letter H. Input signal from J1L connector / R after separation of the DC components is shown on the V1L pentagonal grid. The voltage gain is classic and low noise. The pentode provides an appropriate level of control signal and allows you to save the gain for the global feedback loop of the amplifier using R6L, R5L, C2L. Negative feedback allows you to equalize the frequency response and reduce distortion of the amplifier. A pre-amplified signal is applied to the V2L lamp., working with automatic polarization, power supply R11L, CE4L. From the anode of the lamp, through the J3L connector, the signal is fed to the output transformer. The author's model uses a transformer LOSE25-9 Ra = 2,5 to / 8 ohm, other types Ra = 2,5-3,0 to / 8 Ohm can be used after minor experimental corrections R6L, C2R. UA is common to both channels and consists of a rectifier bridge on fast roofs D1 … D4 UF4007, filter capacitors CE1A / CE2A and active filter circuits based on Q1A transistor type P6NK60ZFP, CE3A capacitor provides “smooth” start-up of anode power supply, eliminating the need for anode voltage delay. Due to heat dissipation, transistor Q1 is mounted on the radiator. CE4A Capacitor Provides Extra Power Filtering, the initial stages are powered by their own R8L decoupling filters / C1L. Incandescent lamp uses alternating voltage, resistors R1, 2H set the potential of the heaters relative to the ground, R3H chain, D1H powers the DJ LED, signaling amplifier operation. Anode Voltage (240 VAC / 0,3 BUT) from the transformer is fed to the JA1 connector, glow voltage (6,3 VAC / 4 BUT) to JH1 connector.

Amplifier assembly

The amplifier is made on a double-sided printed circuit board, containing all electronic components, except transformers. The arrangement of elements is shown in the figures. 3 and 4.

rice. 3

Power resistors need to be lifted as far as possible from the board surface, to ensure proper air circulation, install transistor Q1A on the radiator, contact area to be greased with thermally conductive paste.

Lamp amplifier circuit EL34

rice. 4

The assembled board is shown in the photograph. 5 and photos at the beginning of the article.

Lamp amplifier circuit EL34

A photo 5

Preparing the wiring inside the amplifier enclosure requires great care. Guides, that go to the filaments should have a cross section 2,5 mm and be twisted to avoid electromagnetic field scattering. Wires must have reinforced insulation. The electrical connection diagram is shown in the figure. 6.

Lamp amplifier circuit EL34

rice. 6

Before final housing design, check the effect of the mains transformer on the speaker coils, orienting their center columns (perpendicular) or moving them as far apart as possible.

Particular attention should be paid to the accuracy of the filament voltage., with inaccurate winding happens, that the voltage is too high (even after more 7 AT), leading to overheating of the lamp, increase in hum level as a result of cathode radiator leakage and of course, reducing lamp life. In this case, two small identical resistors with the corresponding voltage, voltage corrective, must be included in a row with a filament winding. However, it is best to use a good quality mains transformer..

Start-up

Start amplifier, after a visual inspection of the assembly and checking for the absence of short circuits and the correct location of the elements, happens in stages.

After loading the output transformers with a resistor 8 ohm / 20 W and connecting them to the outputs of the oscilloscope and to the inputs of the functional generator (minimum signal level) you must first apply the voltage. Its value should be 6,3 In ± 5% at current consumption 3,5 A ± 5%. Secondly, Anode voltage must be supplied from a regulated power source or autotransformer, at a value of about 50 AT, should be checked, Is the feedback amplifier connected correctly?, if the circuit is energized, replace the connection of one of the speaker transformer windings, for feedback to reduce gain. If the amplifier is stable, anode voltage can be further increased. at 240 In AC, it is necessary to counteract the voltage drop across the cathode resistors R11L / R lamp EL34, which should be around 13 AT. The voltage at the anode should be close to 300 AT, voltage, applied to the primary stage on the capacitors CE1L / R , about 260 AT, about 2,2 In cathodes EF86.

After amplification, it is worth checking the output signals for sinusoidal control at 1 W / 7 W for several frequencies, For example, 100 Hz / 1 kHz / 10 kHz. For lower power, it is worth evaluating the transmission of a rectangular signal, Based on this, need to adjust the values ​​of R6L / R, C2L / R to obtain correct signal reproduction regardless of the output transformer used. signals, obtained during model measurements, shown in figures 7a, 7b, 7with, 7d.

rice. 7(a)

rice. 7b

rice. 7c

rice. 7d

In the model at 7 Watts THD distortion + N stay lower 4% in the range 100 Hz / 10 kHz. Bandwidth is 20 Hz … 20 kHz at rated load and power 7 W. The results may vary depending on the transformers used and the condition of the lamps.. If everything went well, can switch to audio, connect speakers and enjoy the warm tube sound.

Author: Adam tattoo

Leave a Reply

Your email address will not be published.

0

Усилитель звука на лампах EF86 (6Ж32П) и EL34

Ламповые усилители всегда были популярны в кругах радиолюбителей. Описанная конструкция, рассчитана не на профессионалов в сфере звука, а на аматоров, которые просто слушают музыку и любят что-то создавать самостоятельно. В конструкции были использованы легкодоступные лампы EF86 и EL34, а также общедоступные типовые трансформаторы.

Усилитель на лампах EL34

Принцип действия и схема

Усилитель построен в топологии SE (Single-Ended — с одним усиливающим элементом). Основное условие, которому должна была соответствовать схема при разработке, заключались в достижении мощности около 7. ..9 Вт на канал при использовании легкодоступных элементов.

В каждом канале работают две лампы. На ступени усиления напряжения использовался малошумящий и маломощный пентод EF86 или EF806 (отечественный аналог 6Ж32П), а пентода EL34 — на силовой. Общий вид и цоколевка ламп показан на рисунке 1.

Рис. 1

Принципиальная схема усилителя приведена на рисунке 2.

Схема усилителя на лампах EL34

Рис. 2

Элементы левого канала обозначены буквой L, правый канал — буквой R, а элементы источника питания анода — буквой A, схема накала — буквой H. Входной сигнал от разъема J1L / R после разделения компонентов постоянного тока приведен на V1L пятиугольная сетка. Степень усиления напряжения является классической и малошумящей. Пентод обеспечивает соответствующий уровень управляющего сигнала и позволяет сохранить усиление для глобальной петли обратной связи усилителя с помощью R6L, R5L, C2L. Отрицательная обратная связь позволяет выровнять частотную характеристику и уменьшить искажения усилителя. Предварительно усиленный сигнал подается на лампу V2L, работающую с автоматической поляризацией, питающей R11L, CE4L. От анода лампы через разъем J3L сигнал поступает на выходной трансформатор. В авторской модели используется трансформатор LOSE25-9 Ra = 2,5 к / 8 Ом, другие типы Ra = 2,5-3,0 к / 8 Ом могут использоваться после незначительных экспериментальных поправок R6L, C2R. UA является общим для обоих каналов и состоит из выпрямительного моста на быстрых крышах D1 … D4 UF4007, фильтрующих конденсаторов CE1A / CE2A и цепи активной фильтрации на основе транзистора Q1A типа P6NK60ZFP, конденсатор CE3A обеспечивает «плавный» запуск блока питания анод, устраняя необходимость в задержке включения анодного напряжения. Из-за рассеиваемого тепла транзистор Q1 установлен на радиаторе. Конденсатор CE4A обеспечивает дополнительную фильтрацию мощности, начальные ступени питаются от собственных развязывающих фильтров R8L / C1L. Лампа накаливания использует переменное напряжение, резисторы R1, 2H устанавливают потенциал нагревателей относительно земли, цепь R3H, D1H питает светодиод DJ, сигнализируя работу усилителя. Напряжение на аноде (240 В переменного тока / 0,3 А) от трансформатора подается на разъем JA1, напряжение накаливания (6,3 В переменного тока / 4 А) на разъем JH1.

Сборка усилителя

Усилитель выполнен на двухсторонней печатной плате, содержащей все электронные компоненты, кроме трансформаторов. Расположение элементов показано на рисунках 3 и 4.

Рис. 3

Мощные резисторы необходимо максимально поднять от поверхности платы, чтобы обеспечить надлежащую циркуляцию воздуха, на радиаторе установить транзистор Q1A, область контакта с которым должна быть смазана теплопроводящей пастой.

Схема усилителя на лампах EL34

Рис. 4

Собранная плата показана на фотографии 5 и фотографии в начале статьи.

Схема усилителя на лампах EL34

Фото 5

Подготовка проводки внутри корпуса усилителя требует большой осторожности. Проводники, которые идут до нитей накала должны иметь поперечное сечение 2,5 мм и быть скручены во избежание рассеяния электромагнитного поля. Провода должны иметь усиленную изоляцию. Схема электрических соединений показана на рисунке 6.

Схема усилителя на лампах EL34

Рис. 6

Перед окончательной конструкцией корпуса проверьте влияние сетевого трансформатора на котушки громкоговорителей, сориентировав их центральные колонки (перпендикулярно) или переместив их как можно дальше друг от друга.

Особое внимание следует уделить точности напряжения накала, при неточной намотке случается, что напряжение слишком высокое (даже после более 7 В), что приводит к перегреву лампы, увеличению уровня гула в результате утечки катодного радиатора и конечно, сокращая срок службы лампы. В этом случае два небольших идентичных резистора с соответствующим напряжением, корректирующим напряжение, должны быть включены в ряд с обмоткой накаливания. Однако лучше всего использовать сетевой трансформатор хорошего качества.

Пуск в эксплуатацию

Пуск усилителя, после визуального осмотра сборки и проверки отсутствия коротких замыканий и правильного расположения элементов, происходит поэтапно.

После нагрузки выходных трансформаторов резистором 8 Ом / 20 Вт и подключения их к выходам осциллографа и к входам функционального генератора (минимальный уровень сигнала) необходимо сначала подать напряжение накала. Его значение должно составлять 6,3 В ± 5% при потреблении тока 3,5 А ± 5%. Во-вторых, анодное напряжение должно подаваться от регулируемого источника питания или автотрансформатора, при значении около 50 В, должно быть проверено, правильно ли подключен усилитель с обратной связью, если схема возбуждается, следует заменить соединение одной из обмоток трансформатора динамика, чтобы обратная связь уменьшила усиление. Если усилитель стабилен, анодное напряжение может быть дополнительно увеличено. При 240 В переменного тока необходимо противодействовать падению напряжения на катодных резисторах R11L / R ламп EL34, которое должно составлять около 13 В. Значение напряжения на аноде должно быть близко к 300 В, напряжение, подаваемое на первичную ступень на конденсаторах CE1L / R , приблизительно 260 В, приблизительно 2,2 В на катодах EF86.

После усиления стоит проверить выходные сигналы для синусоидального управления при 1 Вт / 7 Вт для нескольких частот, например, 100 Гц / 1 кГц / 10 кГц. Для более низкой мощности стоит оценить передачу прямоугольного сигнала, исходя из этого,  необходимо отрегулировать значения R6L / R, C2L / R для получения правильного воспроизведения сигнала независимо от используемого выходного трансформатора. Сигналы, полученные во время измерений модели, показаны на рисунках 7а, 7b, 7с, 7d.

Рис. 7а

Рис. 7b

Рис. 7c

Рис. 7d

В модели при 7 Вт искажения THD + N остаются ниже 4% в диапазоне 100 Гц / 10 кГц. Ширина полосы пропускания составляет 20 Гц … 20 кГц при номинальной нагрузке и мощности 7 Вт. Полученные результаты могут различаться в зависимости от используемых трансформаторов и состояния ламп. Если все прошло хорошо, можно переключиться на аудиосигнал, подключить динамики и наслаждаться теплым ламповым звуком.

Автор: Адам Татус

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.