0

The buffer supply unit or charger for gel batteries

acid batteries, in particular maintenance free version with an electrolyte in gel form, due to their relatively low cost and the operating conditions are still finding many uses in the buffer supply schemes. The described power supply circuit / Charger is designed to charge the battery 1,2 … 7 BUT·hours with a voltage 12 V and current of up to 0,5 BUT.

The buffer supply unit or charger for gel batteries

The buffer supply unit or charger for gel batteries

This scheme buffered power supply or battery charger is used to charge batteries on 1,2 … 7 BUT·h with typical voltage 12 V and current of up to 0,5 BUT. Underlying circuit device is an integrated circuit from Texas Instruments BQ24450, containing the full charging controller. The block diagram shown in Figure BQ24450 1, a schematic diagram of the charger based on it – on the image 2.

The buffer supply unit or charger for gel batteries

rice. 1

The charger is powered by a conventional power transformer, the supply voltage 16 … 18 VAC. AC voltage is connected to the connector (wire 1 and 2), From where, after rectification in a Graetz bridge, consisting of diodes D1 … D4 and filtering through a capacitor CE1, he feeds a charging circuit.

The buffer supply unit or charger for gel batteries

rice. 2

Also, charger can operate from a source of constant voltage in the range 18 … 24 AT, Connect the power supply to terminals 1 («+») and 3 («-»). Despite the wide range of supply voltage, necessary to limit the value of the input voltage due to the power loss. The charger is linear regulator, and any unnecessary excess power is lost as heat, especially at the beginning of the charging process, when the battery voltage is the lowest. For proper operation of the circuit the voltage difference between the input and the output of U1 3 AT, when the battery is fully charged.

Chip U1 is configured to run in a two-stage charging mode with a pre-charge current. Operation BQ24450-spread begins, when the voltage exceeds 4,5 AT, If the battery voltage drops below, than the reference voltage VTH (measured by removing the CE, usually, Vref = 2,3 V):

VTH = VREF × (OUT + RB + RC // RD) ÷ (RB + RC // RD)

In the prototype, the author has been set to VTH 10,5 AT. Charging current is provided U1, The transistor Q1 is turned off, and the current value is set via resistor R12 to about 80 mA (for Vin = 18 AT):

IPRE = (VIN - 2 – VBAT) ÷ R12.

This prevents heating of the battery greatly planted, will take place when charging at the maximum current. After exceeding the threshold low battery voltage internal circuit, responsible for charging, disconnected, i Q1, controlled from the comparator circuit, measuring the decrease in the resistors R1 and R2, connected in parallel, responsible for regulating the charging current. The charging current is determined in accordance with the expression: IMAX CHG = VILIM ÷ (R1 // R2). for resistance, indicated in the diagram, Charging current is 0,5 BUT (We glue = 250 mV). If the charger is used in a buffer system, its value must be selected for charging the battery, loaded system within a certain time. Charging with maximum current lasts until, until the battery reaches apryazheniya 14,7 AT (Boost), which is supported by a charger. Vboost voltage value calculated by the formula: Vboost = V REF × (OUT + RB + RC // RD) ÷ RC // RD.

Battery power consumption decreases if the voltage drop across the resistor R1 / R2 reaches 25 mV (10% from the charging current). The circuit goes into hold state (floating point). charged in the battery 100%, when the voltage at its terminals is 13,8 AT. Vfloat voltage value calculated by the formula: VFLOAT = VREF × (OUT + RB + RC) ÷ RC. If the current consumption does not exceed the charging current, the charger is fully charged. If current consumption above, low battery voltage decreases to, and charging cycle is repeated. Two float mode / acceleration allows recharge the battery quickly and maintain it in good condition for the entire service life. LEDs ST1 and ST2 indicate the operating state of the system, the optocoupler separates the signal circuit and changes the charging thresholds, without losing the ability to signal the internal states of the system using the diode ST1.

The charger signals three charging states:

  1. Stock, ST1 on, battery voltage below threshold 95 % Boost.
  2. Boost, both LEDs are on.
  3. Float, both diodes go out.

The circuit provides a cyclic charging process depending on the state of the battery. Charging Voltage Compensation System, built in U1, provides correction of charging voltage depending on temperature, corresponding to the characteristics of the gel battery.

The buffer supply unit or charger for gel batteries

rice. 3

Author's model is assembled in a small-sided PCB, arrangement of components which is shown in Figure 3. Transistor Q1 is mounted on the radiator. Location of contact with the heatsink should be coated with thermal grease, device installation requires no description. Due to the compensation of the charging voltage must be provided with similar temperature conditions for the battery, U1 system and radiator Q1, that it did not affect the temperature measurement. If you want a larger charging current (to 1,5 BUT), place the transistor Q1 to the external radiator with a correspondingly larger surface. The board also allows you to adapt the other modes, by appropriately mounting the elements Ra-Rd. Each of the voltage setting resistors consists of two elements, connected in series. This was done to facilitate the selection of the typical values ​​of resistors with a tolerance 1%, For example, when setting the operating conditions for a 6-volt battery or by setting the voltage for cyclic operation.

Leave a Reply

Your email address will not be published.

0

Буферный блок питания или зарядное устройство для гелевых аккумуляторов

Кислотные батареи, в частности не требующие обслуживания версии с электролитом в форме геля, благодаря их относительно низкой цене и условиям эксплуатации все еще находят множество применений в схемах буферного питания. Описанная схема блока питания / зарядного устройства предназначена для зарядки аккумулятора 1,2 … 7 А·ч с напряжением 12 В и током до 0,5 А.

Буферный блок питания или зарядное устройство для гелевых аккумуляторов

Буферный блок питания или зарядное устройство для гелевых аккумуляторов

Представленная схема буферного источника питания или зарядного устройства используется для зарядки батареи на 1,2 … 7 А·ч с типичным  напряжением 12 В и током до 0,5 А. В основе схемы устройства находится интегральная микросхема BQ24450 от Texas Instruments, содержащая полный контроллер процесса зарядки. Блок-схема BQ24450 показана на рисунке 1, а принципиальная схема зарядного устройства на ее основе — на рисунке 2.

Буферный блок питания или зарядное устройство для гелевых аккумуляторов

Рис. 1

Зарядное устройство работает от обычного сетевого трансформатора, подающего напряжение 16 … 18 В переменного тока. Переменное напряжение подключается к разъему (провода 1 и 2), откуда, после выпрямления в мосту Гретца, состоящего из диодов D1 … D4 и фильтрации через конденсатор CE1, он питает схему зарядки.

Буферный блок питания или зарядное устройство для гелевых аккумуляторов

Рис. 2

Также, зарядное устройство может работать от источника с постоянным напряжением в диапазоне 18 … 24 В, подключая блок питания к клеммам 1 («+») и 3 («-»). Несмотря на широкий диапазон напряжения питания, необходимо ограничить значение входного напряжения из-за потери мощности. Зарядное устройство является линейным регулятором, и любая ненужная избыточная мощность теряется в виде тепла, особенно в начале процесса зарядки, когда напряжение аккумулятора является самым низким. Для правильной работы схемы разница напряжения между входом и выходом U1 составляет 3 В, когда батарея полностью заряжена.

Микросхема U1 настроена для работы в двухступенчатом режиме зарядки с током предварительной зарядки. Операция BQ24450-спрэд начинается, когда напряжение превышает 4,5 В, если аккумуляторное напряжения ниже, чем VTH опорного напряжения (измеряется путем удаления CE, как правило, Vref = 2,3 V):

VTH = VREF × (RA + RB + RC//RD) ÷ (RB + RC//RD)

В прототипе автора VTH был установлен на 10,5 В. Зарядный ток обеспечивается U1, транзистор Q1 отключается, а значение тока устанавливается с помощью резистора R12 примерно до 80 мА (для Vin = 18 В):

IPRE = (VIN – 2 – VBAT) ÷ R12.

Это предотвращает нагрев сильно посаженой батареи, когда зарядка будет проходить при максимальном токе. После превышения порога низкого напряжения батареи внутренняя цепь, ответственная за зарядку, отключается, и Q1, управляемый из схемы компаратора, измеряющей уменьшение на резисторах R1 и R2, соединенных параллельно, отвечает за регулирование тока зарядки. Зарядный ток определяется в соответствии с выражением: IMAX CHG = VILIM ÷ (R1 // R2). Для сопротивлений, указанных на диаграмме, зарядный ток составляет 0,5 А (Vi-lim = 250 мВ). Если зарядное устройство используется в буферной системе, его значение должно быть выбрано для зарядки аккумулятора, загруженного системой в течение определенного времени. Зарядка с максимальным током длится до тех пор, пока аккумулятор не достигнет апряжения 14,7 В (Boost), которое поддерживается зарядным устройством. Значение напряжения Vboost рассчитывается по формуле: VBOOST = VREF × (RA + RB + RC // RD) ÷ RC // RD.

Аккумуляторная батарея снижает энергопотребление если падение напряжения на резисторах R1 / R2 достигает 25 мВ (10% от зарядного тока). Схема переходит в состояние удержания (с плавающей точкой). Батарея заряжена на 100%, когда напряжение на ее клеммах составляет 13,8 В. Значение напряжения Vfloat рассчитывается по формуле: VFLOAT = VREF × (RA + RB + RC) ÷ RC. Если потребляемый ток не превышает зарядный ток, зарядное устройство полностью заряжено. Если потребляемый ток выше, напряжение на разряженной батарее уменьшается, и цикл зарядки повторяется. Два режима поплавка / ускорения позволяют быстро перезарядить аккумулятор и поддерживать его в надлежащем состоянии в течение всего срока службы. Светодиоды ST1 и ST2 отображают рабочее состояние системы, оптопара разделяет сигнальную цепь и изменяет пороги зарядки, не теряя возможности сигнализировать о внутренних состояниях системы с помощью диода ST1.

Зарядное устройство сигнализирует о трех состояниях зарядки:

  1. Запас, ST1 включен, напряжение батареи ниже порога 95 % Boost.
  2. Boost, оба светодиода включены.
  3. Поплавок, оба диода гаснут.

Схема обеспечивает цикличность процесса зарядки в зависимости от состояния батареи. Система компенсации зарядного напряжения, встроенная в U1, обеспечивает коррекцию зарядного напряжения в зависимости от температуры, соответствующей характеристикам гелевой батареи.

Буферный блок питания или зарядное устройство для гелевых аккумуляторов

Рис. 3

Авторская модель собрана на небольшой двусторонней печатной плате, расположение компонентов которой показано на рисунке 3. Транзистор Q1 установлен на радиаторе. Место соприкосновения с радиатором следует смазать термопастой, установка устройства не требует описания. Из-за компенсации зарядного напряжения должны быть обеспечены аналогичные температурные условия для батареи, системы U1 и радиатора Q1, чтобы это не влияло на измерение температуры. Если требуется больший зарядный ток (до 1,5 А), поместите транзистор Q1 на внешний радиатор с соответственно большей поверхностью. Плата также позволяет адаптировать другие режимы, путем соответствующего монтажа элементов Ra-Rd. Каждый из резисторов настройки напряжения состоит из двух элементов, соединенных последовательно. Это было сделано для облегчения выбора значений среди типичных резисторов с допуском 1%, например, при настройке рабочих условий для 6-вольтовой батареи или при настройке напряжения для циклического режима.






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.