0

tube stereo

Tube amplifiers are extremely popular. Design, described in the article, is specific and at the same time the most purist representative species. only the transistors used in the amplifier. The amplifier has no global feedback loops, and solutions, used in audiskheme, reminiscent of the design 30s.

tube stereo

device features: easy to manufacture tube amplifier, which the, in spite of the simplicity of design, It has a superior sound, lets you enjoy “tube sound” music.

circuit Description

The amplifier uses two main lamp. The popular low-power triode 6H8C works on stage voltage gain, and heated triode 6C4C directly to the power stage. Used lamps are the Russian equivalent of the American lamps. 6C4C equivalent 6B4G (or 6A3, which has the same parameters, but another configuration) and 6H8C – 6SN7. Appearance of lamps and the location of their terminals are shown in Figure 1.

tube stereo

rice. 1

Such a set of lamps to create a very sophisticated electrically power amplifier around 2,5 W, SE operating system, that is, with one reinforcing element . No two blocks: preamp, whose task is to enhance the audio signal to a level, needed to power lights and power unit. Schematic diagram of the preamplifier shown in Figure 2.

rice. 2

left channel elements have symbols, ending with the letter L, and right channel elements – the letter R. Common elements of both channels have additional designations. Input from the socket CON1 / 2 through the input switch S1 is supplied to the volume control potentiometer RV1L / and R, Consequently, J1 connector on the preamplifier. Besides, without capacitor, separating permanent component (virtually all separation devices have, so it makes no sense to duplicate) a control grid triode V1L. It works in an automatic polarization scheme, voltage drop is used to generate a negative voltage on the control grid, which causes the flow of the anode current through a cathode resistor R3L + RV1L. To obtain the maximum gain for the AC component, set R3L + RV1L shunted via electrolytic capacitor CE2L. This reduces feedback, which occurs after use of the cathode resistor. R6l CE1L resistor with a capacitor provides an additional source of power for amplification stages. The amplified signal in the first stage drives the second triode V1L, working in an identical location. Since the second stage, V2L end lamp is controlled via a capacitor C1L. The circuit has a transformer anode V2L dynamics, corresponds to a high load resistance, which operates the lamp, low resistance to modern speakers. In the presented model, this is a transformer Ra = 2,5 KB / Robc = 8 AT. You can use any transformer with Ra = 2,5-3 k.

The paradox of tube circuits is, that the amplifier has a simple topology, Unlike supply circuits. This is particularly evident in SE amplifiers, where it is necessary to provide the anode voltage with minimal noise, and the absence of feedback, reduces the level of interference, the requirements are even higher. In classical systems of the last century, the problem of adequate filtration solutions has been associated with the use of multi-stage liquid-crystal filter circuits based on electrolytic capacitors with capacitance 10 … 47 mF, available at the time, and inductors with inductance of several tens henry. Throttle, despite its simple design, It is a problematic element for use not only because of the cost and size, but primarily due to the leakage field, which may be caused in the output transformer, causing audible noise network. To avoid the influence of the scattered field, you must use the magnetic shields or reduce PCB layout scale and correctly position the inductor elements. Today, with very good results, choke can be eliminated diagram of active power filter based on MOSFET.

The model uses a lamp 6C4C, which is heated directly, ie. the cathode is a heating output. This type requires a good alternative source symmetric, to rumble, emitted by the emitter, It did not become a useful signal. It is necessary to use powerful balun and potentiometers to adjust the level of noise every time you replace the lamp power. This type of filament is practically useful when using lamps 2A3, which are equivalent to 6C4C, but with the heater voltage 2,5 The filament current and 2,5 BUT. In the case of the thread with 6C4C 6,3 AT / 1 After many practical tests can be said, that buzz is much easier to avoid, When the heater is supplied a filtered DC voltage. Also, can be dispensed with adjustable symmetrization, replacing it with a fixed resistor divider.

rice. 3

 

Driving power source in Figure. 4.

rice. 4

As mentioned, voltage light bulbs rectified by Schottky diodes D1x … D4x, CE2x filtered and the balancing resistors R1x / R2x. Large capacitance CE2, in addition to improving filtration, It provides a smooth increase in the filament voltage, except when the flash heater. R3x resistor with a capacitor circuit is CE1x polarization automatic power lamp. should make sure, CE1x that is not a "random" element of indefinite source, as it directly affects the quality of the amplifier. Capacitors are recommended by well-known manufacturers, preferably with temperature control 105 °C. Resistor R3x due to power loss and requires additional cooling radiator is located on the common with the transistor Q1. Because of the automatic polarization was necessary to divide the chain of incandescent lamps for each channel. Supply voltage is common anode and consists of a rectifying bridge fast diodes D1 … D4, type UF4007, filtering capacitors CE1 / CE2 and an active filter circuit with the transistor Q1 STW18NK80Z. Capacitor CE3 ensures smooth startup of the anode power source, eliminating the need for voltage switching delay at the anode. Due to the heat emitted transistor Q1 is installed on a radiator.

installation of the amplifier

The amplifier is collected on two printed circuit boards. Due to the high temperature elements such lamps, as: speaker transformers, power transformer, Stand lamps, lamp and socket connectors, installed outside of printed circuit boards. The printed circuit board is shown in Figure 5.

rice. 5

 

On the picture 6 shown assembled amplifier board. For ease of adjustment potentiometers RV1L / R are soldered to the board by the tracks.

rice. 6

After visual inspection of the assembly and check for short circuits and proper arrangement of elements, you can install the power supply board.

rice. 7

Pre-assembled power board shown in Fig. 8.

rice. 8

The second phase of assembly – preparation of the body and placing it in all elements. The model body is composed of two upper plates, which act as a circuit board, upon which all the elements of the amplifier, and the bottom – covering, covering electrical amplifier circuit. Both boards are supported on a frame made of MDF / HDF and lined with natural veneer. Proposal on the production installation shown 9.

rice. 9

rice. 10

Commissioning
Assembled amplifier, in principle, does not require any special configuration. Before initial set potentiometers adjust the volume to the middle position and do not put the lamp sockets. If there is an autotransformer, it should be used at startup, gradually increasing the voltage to nominal value. The amplifier must have a filament voltage of about 7 DC, measured directly between the terminal 2 and 7 lamp platforms. the anode voltage 300 … 320 DC currents are measured at the terminals of loudspeaker transformer by weight. If nothing is certain, You can turn off the amplifier.

Before installing the lamps in the sockets should check their effectiveness and to pair them, that there were no differences between the channels. The difference in the emission characteristics and slopes should not exceed 5%. Connect a dummy load 8 AT / 5 W to the output of the amplifier, Sets the volume potentiometer to minimum. Connect the power to lamps installed and checks voltages filament (6,3 VDC ± 10%), the anode of the anode 290 … 320 The DC voltage on the coil and V2L / R relative to the weight (they should be in the range of 45 In ± 10%). After heating for about 30 Amplifiers minutes again checked for the presence of voltage. If everything is in order, it could be considered, that the amplifier is working properly. If there is a distortion analyzer or PC sound card with appropriate software, You can set the lowest level of harmonic distortion using potentiometers in RV1L / R. You can also try to assess the level of distortion with an oscilloscope, although it is pretty rough and the method can only be used to assess the accuracy of the output waveform. Now you only have to connect the amplifier to your audio system and enjoy the "warm tube sound".

Author: Adam tattoo

Leave a Reply

Your email address will not be published.

0

Ламповый стереоусилитель

Ламповые усилители чрезвычайно популярны. Конструкция, описанная в статье, является специфическим и в то же время наиболее пуристическим представителем вида. В усилителе используются только триоды. Усилитель не имеет глобальной петли обратной связи, а решения, используемые в аудисхеме, напоминают конструкции 30-х годов.

Ламповый стереоусилитель

Особенности устройства: простой в изготовлении ламповый усилитель, который, несмотря на простоту конструкции, имеет звук высочайшего качества, позволяющий наслаждаться «ламповым звуком» музыки.

Описание схемы

В усилителе используется две основные лампы. Популярный маломощный триод 6H8C работает на ступени усиления по напряжению, а триод 6C4C напрямую нагревается на ступени мощности. Используемые лампы являются российскими аналогами американских ламп. 6C4C эквивалентен 6B4G (или 6A3, который имеет те же параметры, но другую конфигурацию) и 6H8C — 6SN7. Внешний вид ламп и расположение их клемм показаны на рисунке 1.

Ламповый стереоусилитель

Рис. 1

Такой набор ламп позволяет создать электрически не очень сложный усилитель мощностью около 2,5 Вт, работающий в системе SE, то есть с одним усилительным элементом . Нет двух блоков: предусилителя, задача которого заключается в усилении аудиосигнала до уровня, необходимого для питания силовых ламп и блока питания. Принципиальная схема предусилителя показана на рисунке 2.

Рис. 2

Элементы левого канала имеют символы, заканчивающиеся буквой L, а элементы правого канала — буквой R. Общие элементы обоих каналов не имеют дополнительных обозначений. Входной сигнал от гнезда CON1 / 2 через входной переключатель S1 поступает на потенциометр управления громкостью RV1L / R и, следовательно, на разъем J1 предусилителя. Кроме того, без конденсатора, разделяющего постоянный компонент (практически все устройства имеют разделение, поэтому нет смысла его дублировать) в триодной управляющей сетке V1L. Он работает в автоматической поляризационной схеме, падение напряжения используется для создания отрицательного напряжения на управляющей сетке, что вызывает протекание анодного тока через катодный резистор R3L + RV1L. Чтобы получить максимальный коэффициент усиления для переменного компонента, комплект R3L + RV1L шунтируется с помощью электролитического конденсатора CE2L. Это уменьшает обратную связь, которая возникает после использования катодного резистора. Резистор R6l с конденсатором CE1L обеспечивает дополнительный источник питания для ступеней усиления. Усиленный сигнал на первом этапе приводит в действие второй триод  V1L, работающий в идентичном расположении. Начиная со второй ступени, торцевая лампа V2L управляется через разделительный конденсатор C1L. Цепь анода V2L имеет трансформатор динамика, соответствующий высокому сопротивлению нагрузки, с которым работает лампа, низкому сопротивлению современных динамиков. В представленной  модели это трансформатор Ra = 2,5 кВ / Robc = 8 В. Можно использовать любой другой трансформатор с Ra = 2,5-3 кОм.

Парадокс ламповых схем заключается в том, что сам усилитель имеет простую топологию, в отличие от схем питания. Это особенно очевидно в усилителях SE, где необходимо обеспечить анодное напряжение с минимальным уровнем шума, а при отсутствии обратной связи, снижающей уровень помех, требования еще выше. В классических системах прошлого века проблема адекватных решений фильтрации была связана с использованием многоступенчатых жидкокристаллических схем фильтрации на основе электролитических конденсаторов с емкостью 10 … 47 мФ, доступных в то время, а также дросселей с индуктивностью в несколько десятков генри. Дроссель, несмотря на свою простую конструкцию, является проблематичным элементом для использования не только из-за стоимости и размеров, но в первую очередь из-за поля рассеяния, которое может быть вызвано в выходных трансформаторах, вызывая слышимый сетевой шум. Чтобы избежать влияния рассеянного поля, необходимо использовать магнитные экраны или уменьшить масштаб разводки печатной платы и правильно расположить индукционные элементы. Сегодня, с очень хорошими результатами, дроссель может быть устранен схемой фильтрации активной мощности на основе MOSFET.

В модели используется лампа 6C4C, которая нагревается напрямую, т.е. катод представляет собой нагревательный вывод. Этот тип требует хорошего симметричного альтернативного источника, чтобы гул, излучаемый излучателем, не становился полезным сигналом. Необходимо использовать мощные симметрирующие потенциометры и регулировать уровень шума каждый раз после замены силовых ламп. Этот тип нити накала практически полезен при использовании ламп 2А3, которые эквивалентны 6C4C, но с напряжением накала 2,5 В и током накала 2,5 А. В случае нити 6C4C с 6,3 В / 1 А после многих практических испытаний можно сказать, что жужжания намного легче избежать, когда на нагреватель подается фильтрованное постоянное напряжение. Также, можно отказаться от регулируемой симметризации, заменив ее фиксированным резисторным делителем.

Рис. 3

 

Схема источника питания на рис. 4.

Рис. 4

Как уже упоминалось, напряжение накала ламп выпрямляется диодами Шотки D1x … D4x, фильтруется CE2x и симметрируется резисторами R1x / R2x. Большая емкость конденсатора CE2, в дополнение к улучшению фильтрации, обеспечивает плавное увеличение напряжения накала, исключая вспышки нагревателя при включении. Резистор R3x с конденсатором CE1x является цепью поляризации лампы автоматического питания. Стоит убедиться, что CE1x не является «случайным» элементом из неопределенного источника, так как он напрямую влияет на качество усилителя. Рекомендуются конденсаторы от известных производителей, предпочтительно с температурным режимом 105 °C. Резистор R3x из-за потери мощности требует дополнительного охлаждения и расположен на общем радиаторе с транзистором Q1. Из-за автоматической поляризации было необходимо разделить цепи накаливания ламп для каждого канала. Подача анодного напряжения является общей и состоит из выпрямительного моста на быстрых диодах D1 … D4, тип UF4007, фильтрующих конденсаторов CE1 / CE2 и активной цепи фильтрации с транзистором Q1 STW18NK80Z. Конденсатор CE3 обеспечивает плавный запуск источника питания анода, устраняя необходимость в задержке включения напряжения на аноде. Из-за выделяемого тепла транзистор Q1 устанавливается на радиаторе.

Монтаж усилителя

Усилитель собирается на двух печатных платах. Из-за высоких температур ламп такие элементы, как: трансформаторы динамиков, силовой трансформатор, подставки для ламп, лампы и соединительные розетки, устанавливаются снаружи печатных плат. Печатная плата показана на рисунке 5.

Рис. 5

 

На рисунке 6 показана собранная плата усилителя. Для удобства регулировки потенциометры RV1L / R впаяны в плату со стороны дорожек.

Рис. 6

После визуального осмотра сборки и проверки отсутствия коротких замыканий и правильного расположения элементов можно приступить к установке платы блока питания.

Рис. 7

Предварительно собранная плата питания показана на рис. 8.

Рис. 8

Второй этап сборки — подготовка корпуса и размещение в нем всех элементов. В модели корпус состоит из двух верхних пластин, которые выступают в качестве монтажной платы, на которую опираются все элементы усилителя, а нижняя — накрытия, охватывающего электрические цепи усилителя. Обе платы поддерживаются на рамке из МДФ / ХДФ и облицованы натуральным шпоном. Предложение по изготовлению монтажа показано на рисунке 9.

Рис. 9

Рис. 10

Ввод в эксплуатацию
Собранный усилитель в принципе не требует особой настройки. Перед первым включением устанавливаем потенциометры регулировки громкости в среднее положение и не ставим лампы в разъемы. Если  есть автотрансформатор, его стоит использовать при запуске, постепенно увеличивая напряжение питания до номинального значения. Усилитель должен иметь напряжение накала около 7 В постоянного тока, измеренное непосредственно между выводами 2 и 7 основания ламп. Анодное напряжение 300 … 320 В постоянного тока измеряются на клеммах трансформатора громкоговорителя по массе. Если ничто не вызывает сомнений, можно выключить усилитель.

Перед установкой ламп в разъемы стоит проверить их эффективность и спарить их, чтобы не было расхождений между каналами. Разница в излучении и наклонах характеристик не должна превышать 5%. Подключаем искусственную нагрузку 8 В / 5 Вт к выходам усилителя, устанавливаем потенциометр громкости на минимум. Подключаем усилитель к установленным лампам и проверяем наличие напряжений накала (6,3 В постоянного тока ± 10%), анодного анода 290 … 320 В постоянного тока и напряжений на катушке V2L / R по отношению к массе (они должны быть в диапазоне 45 В ± 10%). После прогрева в течение примерно 30 минут усилители снова проверяются на наличие напряжения. Если все в порядке, можно считать, что усилитель работает правильно. Если есть анализатор искажений или звуковая карта ПК с соответствующим программным обеспечением, можно установить самый низкий уровень нелинейных искажений с помощью потенциометров в RV1L / R. Также можно попытаться оценить уровень искажений с помощью осциллографа, хотя это довольно грубый метод и может использоваться только для оценки правильности формы выходного сигнала. Теперь осталось только подключить усилитель к аудиосистеме и наслаждаться «теплым ламповым звуком».

Автор: Адам Татус






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.