В статье рассматриваются факторы, приводящие к искажению звука в современной записывающей и звуковоспроизводящей аппаратуре.Надо констатировать, что воспроизвести звучание любого источника звука, будь то симфонический оркестр, выступающий в зале со специальной акустикой, или популярной группы, выступающей на стадионе, или оперной певицы, даже в специальном помещении для прослушивания, без искажений абсолютно невозможно. Дело в том, что тракт записи — воспроизведения звука включает множество элементов, каждый из которых по-своему искажает звук.
Проблема заключается в том, что у нас до сих пор нет устройств, сохраняющих звук в его естественной форме, т.е. в виде упругих колебаний воздушной среды. Вместо этого стандартный современный тракт записи-воспроизведения звука включает в себя:
- преобразователь акустических колебаний в электрическое напряжение (как правило, это микрофон);
- аналоговый микрофонный усилитель;
- устройство преобразования аналогового напряжения в цифровой сигнал (АЦП);
- устройство хранения сигнала в цифровой форме (например, CD-диск);
- преобразователь цифрового сигнала в аналоговый (как правило, это ЦАП);
- аналоговый усилитель сигнала (УМЗЧ);
- преобразователь электрического сигнала в акустические колебания (как правило, это акустическая система).
И все эти элементы тракта обязательно, в той или иной мере, искажают исходный акустический сигнал. Попробуем разобраться, в чём именно проявляются такие искажения, и как их можно свести к минимуму.
Искажения в аналоговом усилителе мощности
Начнем с рассмотрения искажений этого звена звукового тракта, поскольку именно УМЗЧ радиолюбители зачастую изготавливают самостоятельно и на качество работы УМЗЧ могут повлиять в наибольшей степени.
В целом искажения в УМЗЧ можно условно разделить на линейные и нелинейные.
Линейные искажения — это искажения амплитуды, частоты или фазы исходного сигнала. Их особенность в том, что они обратимые. Т.е. произведя коррекцию АЧХ или ФЧХ УМЗЧ, можно вернуть звуковому сигналу исходную форму.
Нелинейные искажения вносят в сигнал нечто новое, чего в нём не было ранее, т.е. являются необратимыми, и после их появления вернуть сигналу исходную форму уже невозможно.
Рассмотрим факторы, приводящие к возникновению нелинейных искажений.
Нелинейность передаточной характеристики УМЗЧ
В этом случае имеет место нелинейная зависимость выходного напряжения УМЗЧ от входного, которую ещё называют статической нелинейностью передаточной характеристики УМЗЧ. Эта нелинейность приводит к появлению искажений, которые, на фиксированной частоте, определяют как коэффициент гармоник УМЗЧ (THD в англоязычной литературе):
Кг = [√(I22 + I32 + I42 + …)/I1]•100%,
где:
I1 — амплитуда первой гармоники выходного синусоидального сигнала;
I2…In — амплитуда 2…n гармоники выходного синусоидального сигнала.
То, как проявляется данный вид искажений, показано на рис.1. Для сравнения на рис.2 показан спектр выходного сигнала УМЗЧ, имеющего значительный КГ.
Эти искажения, как правило, ослабляют с помощью отрицательной обратной связи (ООС), причём степень ослабления прямо пропорциональна глубине такой ООС. Казалось бы, используя ООС, можно получить очень низкий Кг УМЗЧ и идеально воспроизвести поданный на его вход звуковой сигнал.
Но беда в том, что реальный звук не имеет ничего общего с синусоидальным сигналом. Представление звукового сигнала в виде суммы синусоид (ряд Фурье) с разной амплитудой, частотой и фазой — это просто удобная математическая абстракция, но имеющая мало общего с реальным звуком. Собственно Кг — это и есть порождение такой математической абстракции.
Таким образом, величина Кг очень мало говорит о качестве работы УМЗЧ, и часто бывает, что УМЗЧ с Кг=0,0001% звучит гораздо хуже, чем УМЗЧ с Кг=0,1%, хотя первый УМЗЧ и имеет Кг в 1000 раз меньше.
Динамические изменения параметров УМЗЧ, в зависимости от входного сигнала
Можно сказать, что это основная причина, по которой УМЗЧ искажает входной сигнал. Выражается это в нелинейности передаточной характеристики УМЗЧ. Проявляется это так: при превышении максимально допустимой скорости входного сигнала на входе УМЗЧ (например, 20 В/мкс) происходит скачкообразное уменьшение коэффициента усиления данного УМЗЧ. Как известно, звуковая атака и резкий рост амплитуды звукового сигнала присущи большинству музыкальных инструментов. Именно эти аспекты их звучания и будут искажать УМЗЧ с динамической нелинейностью передаточной функции. Это происходит так: при подаче на вход УМЗЧ синусоидального напряжения с частотой 22 кГц, промодулированного частотой 2 кГц, показано на рис.3. Из рис.3 хорошо видно, что выходной сигнал тестируемого УМЗЧ имеет разную скорость нарастания вверх и вниз и весьма отличается от входного.
Спектр выходного сигнала показан на рис.4, на нём видно, что входной сигнал весьма сильно искажен.
Искажения, вносимые конденсаторами
Конденсаторы вносят в звуковой сигнал искажения нескольких типов. Основных два:
- искажения из-за эффекта адсорбции заряда.
- изменение емкости в зависимости от приложенного к конденсатору напряжения;
Первый эффект заметен только на очень низких частотах (ниже 40 Гц) и не очень опасен.
А вот изменение емкости конденсатора в зависимости от приложенного напряжения присуще всем не очень качественным конденсаторам (т.е. имеющим высокой ТКЕ и tg угла диэлектрических потерь), и, в первую очередь, оксидным. В плохо спроектированном УМЗЧ это может привести к увеличению Кг на 1.. .5%.
Причём изменение емкости проявляется практически у всех типов конденсаторов.
Сравнение конденсаторов емкостью 0,1 мкФ
Мы считаем, что конденсатор емкостью 0,1 мкФ всегда имеет емкость 0,1 мкФ. Но это не всегда так, так как некоторые конденсаторы, изготовленные с использованием керамических диэлектриков, имеют значительную зависимость изменения их емкости от приложенного напряжения. Для того чтобы выяснить, как это проявляется у конденсаторов разного типа, рассмотрим изменение в зависимости от напряжения емкости 6 конденсаторов различных типов. Их основные характеристики приведены в табл.1.
Таблица 1
Обозначение | Номинал | Форма конденсатора | Рабочее напряжение | Диэлектрик |
А | 0,1 мкФ | Небольшой диск | 50 В | Y5U |
В | 0,1 мкФ | Трубчатый | 100 В | майлар |
С | 0,1 мкФ | Диск | 50 В | Z5Z |
D | 0,1 мкФ | Диск | 100 В | Неизвестно |
Е | 0,1 мкФ | Прямоугольный | 50 В | Неизвестно |
F | 100 пФ | Диск | Неизвестно | NPO |
Все конденсаторы, кроме образца F, имеют емкость 0,1 мкФ. Конденсатор В — пленочный, а во всех остальные конденсаторах используются различные керамические диэлектрики.
Конденсаторы с маркировкой Y5U, Z5Z, Z5U имеют высокую диэлектрическую проницаемость и, соответственно, небольшие габариты, но низкую температурную стабильность. Маркировка NP0 (в настоящее время используется обозначение C0G) указывает на высокую температурную стабильность емкости конденсатора F.
На рис.5 показано изменение емкости указанных в табл.1 конденсаторов на частоте 1 кГц при изменении постоянного напряжения на них от 0 до 50 В. Из рис.5 видно практически нулевое изменение емкости для образцов В, Е и F. Однако все три дисковых керамических конденсатора показали значительное изменение емкости от приложенного напряжения. При этом конденсатор А заметно снижал емкость при увеличении приложенного напряжения. Интересно отметить, что класс конденсаторов Y5U был разработан в 1950-е годы для использования в устройствах с электронной перестройкой колебательных контуров (тогда ещё не было варикапов, которые в настоящее время используются для электронной перестройки контуров).
Изменение емкости конденсаторов происходит и под действием приложенного к ним переменного напряжения. На рис.6 показано напряжение на конденсаторе А (кривая 1) и ток через него (кривая 2) при частоте 992 Гц. Кривая 2 четко показывает, что ток через конденсатор А является весьма нелинейным.
Это означает, что емкость (а следовательно, и емкостное сопротивление) и потери в конденсаторе являются функциями приложенного напряжения. Поэтому в устройствах, где требуется стабильность емкости конденсатора, следует использовать конденсаторы типа Е (см. табл.1), а не типа А.
Конденсатор емкостью 1 мкФ На рис.7 показано изменение емкости трёх экземпляров монолитных конденсаторов 1 мкФ ±20% 50 В с диэлектриком Z5U. Измерение эквивалентного последовательного сопротивления (ESR) этих конденсаторов дало среднее значение 2,80 Ом на частоте 1000 Гц. Это означает, что данные конденсаторы нельзя использовать на частотах более 50 кГц, так как на ней емкостное сопротивление и ESR конденсаторов будут равны.
Оксидные конденсаторы
Рассмотрим зависимость от приложенного напряжения как емкости, так и тангенса угла потерь для алюминиевого конденсатора 82 мкФ 63 В и танталового конденсатора 33 мкФ 10 В. Эти зависимости показаны на рис.8, из которого видно, что оксидные конденсаторы, как алюминиевые, так и танталовые, лишь немного изменяют свою емкость и тангенс угла потерь в зависимости от приложенного напряжения.
Танталовый конденсатор более стабильно поддерживает свои параметры, в отличие от алюминиевого, однако для обоих типов оксидных конденсаторов изменение емкости очень небольшое, по сравнению с рассмотренными ранее керамическими конденсаторами.
Из рис.8 также видно, что тангенс угла потерь у танталового конденсатора меньше, чем у алюминиевого, и хотя танталовый конденсатор стоит дороже, у него будет меньше также и ESR, что важно в ряде случаев.
Искажение аудиосигнала конденсаторами
Для измерения искажений, вносимых конденсаторами в аудиосигнал, использовался анализатор аудиоискажений типа НР-8903Б. При этом ставилась цель определить, каким именно образом изменение емкости конденсатора от приложенного напряжения приводит к искажениям.
Были проверены три типа конденсаторов емкостью 0,1 мкФ с различным типом диэлектрика:
- Xicon, дисковый керамический, класс Y5U;
- Monokap;
- полиэфирная пленка.
На рис.9 показано, как изменяется нормированная емкость («1» = 0,1 мкФ) этих конденсаторов в зависимости от приложенного напряжения. Из рис.9 видно, что конденсатор типа Y5U имеет сильную зависимость емкости от приложенного напряжения. Конденсатор Monokap имеет меньшую зависимость емкости от напряжения, но она далека от линейной. Полиэфирный конденсатор не показывает почти никаких изменений — изменение его емкости при напряжении от 0 до 50 В составляет всего лишь 0,09%.
Чтобы определить, как эта нелинейность конденсаторов приводит к искажениям сигнала, используется простая схема, показанная на рис.10.
Генератор синусоидального сигнала с частотой 10 кГц и действующим значением напряжения 1 В (внутренне сопротивление генератора 50 Ом) работает на цепочку R2R3C2, т.е. на фильтр высоких частот. На частоте 10 кГц конденсатор номиналом 0,1 мкФ имеет сопротивление 159 Ом. Для изменения напряжения смещения на конденсаторе использовался источник постоянного напряжения типа НР6216В, имеющий очень низкий уровень собственных шумов.
Коэффициент гармоник (Кг) выходного сигнала измерялся с помощью указанного выше прибора типа НР-8903Б, который может измерить гармонику сигнала с уровнем выше -65 дБ при уровне тестового сигнала 1 В.
На рис.11 показано изменение Кг (или, иначе, THD) в дБ для рассмотренных ранее трёх конденсаторов при частоте сигнала 10 кГц и при наличии, либо при отсутствии на конденсаторах внешнего постоянного напряжения 10 В. Измерения производились по схеме, показанной на рис. 10, при этом величина переменного напряжения на конденсаторах изменялась от 0 до 8 В.
Каких-либо сюрпризов на рис. 11 не видно — конденсатор с диэлектриком из полиэстера показывает минимальный Кг, измерение которого ограничивается используемым измерительным прибором. Также нижний уровень измерения Кг ограничивается шумами источника постоянного напряжения.
Конденсаторы с диэлектриком Y5U и monokap показывают больший Кг при увеличении напряжения переменного сигнала, по сравнению с конденсатором с диэлектриком из полиэстера. Надо отметить, что для конденсатора с полиэстером характерны очень низкие уровни Кг и измерения шума ограничено (как со смещением постоянным напряжением, так и без него), в итоге с увеличением амплитуды переменного сигнала для этого конденсатора Кг уменьшается.
Это вызвано тем, что чем больше напряжение переменного сигнала, то в том большем динамическом диапазоне будет работать измерительный прибор НР8903В и, соответственно, ниже будет измеренный Кг. Оба керамические конденсаторы имеют иной механизм работы — у них искажение сигнала вызывает изменение емкости в зависимости от амплитуды переменного сигнала. Чем больше постоянное напряжение смещения, тем больше будет нелинейность у этих конденсаторов.
Наиболее интересные результаты показал конденсатор с диэлектриком Y5U. У него Кг значительно изменяется в зависимости от приложенного постоянного напряжения.
На рис. 12 показано изменение Кг (в процентах, а не дБ) в зависимости от приложенного к конденсатору постоянного напряжения. Как видим, максимум искажений для этого конденсатора будет при постоянном напряжении 5 В.
На рис. 13 показано изменение емкости конденсатора с диэлектриком Y5U емкостью 0,1 мкФ от постоянного напряжения смещения. Можно ожидать, что максимальное искажение переменного сигнала должно совпадать с максимальной величиной DC/DV, поскольку это совпадает с максимальным изменением переменного напряжения на конденсаторе. Как видно из графика на рис.12, максимальное искажение сигнала возникает при напряжении на конденсаторе 5 В. Причём кривая Кг имеет ярко выраженный пик. В то же время, из рис. 13 видно, что максимальная величина DC/DV достигается при напряжении около 7,5 В. А при этом напряжении Кг уменьшается по сравнению с его значением при переменном напряжении 5 В.
Скорее всего, то, что максимум Кг не совпадает с максимумом DC/DV, связано с тем, что при уменьшении постоянного напряжения на конденсаторе от 7,5 до 1 В DC/DV резко уменьшается, т.е. для малых значений переменного напряжения его производная будет довольно велика. А вот при росте напряжения от 7,5 до 30 В DC/DV уменьшается довольно плавно, и для малых значений переменного сигнала его производная будет небольшой. Таким образом, имеет место как бы механизм компенсации искажений, вносимых конденсатором при напряжении на нём более 5 В.
Эффект «памяти» в керамических конденсаторах
Как уже отмечалось ранее, керамические конденсаторы с диэлектриком, имеющим высокое значение диэлектрической постоянной, — это «плохие» конденсаторы, по сравнению с конденсаторами другого типа. Они отличаются зависимостью своей емкости от приложенного к ним напряжения, что нетипично для высококачественных конденсаторов с диэлектриками другого типа. Однако хуже всего то, что их емкость, при определенном постоянном напряжении смещения, зависит от предыстории приложения к таком конденсатору постоянного напряжения. Иначе говоря, мы имеем место с таким явлением, как гистерезис.
Более подробно рассмотрим этот эффект на примере керамического конденсатора типа Xicon 0,01 мкФ 50 В с диэлектриком Z5U.
Чтобы продемонстрировать эффект гистерезиса, использовался прибор НР4192А (измеритель импеданса). У прибора НР4192А, среди прочего, есть возможность точно измерить емкость с подаваемым на неё напряжением смещения постоянного тока. Внутренний генератор смещения НР4192А имеет широкий диапазон от -35 В до + 35 В. Работа прибора по заданной программе начинается с напряжения смещения 0 В и постепенно его увеличивает до 35 В, а затем уменьшает до -35 В. Затем прибор снижает напряжение до 0 В. Все это происходит с шагом в 0,25 В. При этом можно задавать длительность каждого шага. На рис. 14 показано изменение емкости конденсатора при длительности каждого шага 1 с, 10 с, 100 с.
Рис. 14 хорошо иллюстрирует сложные взаимоотношения между емкостью и напряжением для конденсаторов с высокой диэлектрической постоянной. Для любого конкретного значения напряжения смещения постоянного тока имеется два возможных значения емкости, в зависимости от истории напряжения смещения и оттого, в каком направлении происходило изменение напряжения смещения.
В качестве примера рассмотрим график, снятый с шагом 1 с, при напряжении +20 В. В зависимости от того, было ли ранее увеличение смещения постоянного тока или было его уменьшения во время измерения, емкость конденсатора составит либо 8,05 нФ, либо 8,15 нФ. Кроме того, есть еще более сложные отношения, связанные с тем, в течение какого времени проходят этапы изменения напряжения смещения. При напряжении 20 В постоянного тока, например, измеренная емкость может быть между 7,6 нФ и 8,15 нФ, в зависимости от того, как долго напряжение смещения постоянного тока изменяло свою величину, то нарастая, то уменьшаясь.
На рис.14 видна ещё одна странность. Дело в следующем: емкость конденсатора не возвращается к начальному значению после цикла изменения напряжения на нём 0 В — +35 В — 0 В — -35 В — 0 В. Т.е. значение емкости при 0 В никогда не достигается после того как напряжение на конденсаторе вновь станет равным 0 В. Причём независимо от того происходило ли повышение или понижение напряжения на конденсаторе.
Что вызывает эти странные эффекты? Это связано со структурой диэлектрика и вызывается причинами слишком сложными, чтобы рассматривать их в этой статье. Дело в том, что связь между электрическим полем и зарядом конденсатора является нелинейной, а также в конденсаторе имеется некоторые электрические домены, которые реагируют на изменение напряжения на конденсаторе медленнее, чем другие.
Выводы
Из всего вышеизложенного следует вывод, что использовать оксидные и особенно керамические конденсаторы в цепях аудиоусилителей, где присутствуют значительные амплитуды переменного напряжения (например, в фильтрах акустических систем), не следует во избежание появления значительных искажений аудиосигнала. Это же относится и к цепям, где присутствует значительное постоянное напряжение в сумме с напряжением аудиосигнала. Т.е. указанные типы конденсаторов нельзя использовать как разделительные, например, между каскадами аудиоусилителя или между выходом аудиоусилителя и нагрузкой. Это причина того, что высококачественные аудиоусилители строятся по схеме с двухполярным питанием, что исключает необходимость в наличии конденсатора большого номинала на выходе УМЗЧ.
Тепловые искажения
Это искажения звукового сигнала, вызванные тепловыми процессами в радиоэлементах, печатных платах и соединительных проводах. Все эти
элементы нагреваются проходящим по них током аудиосигнала, и при нагреве их свойства несколько изменяются. Нагрев происходит динамический, и это отражается на аудиосигнале. Тепловые искажения (ТИ) очень слабо проявляют себя во входных и других малосигнальных каскадах аудиоаппаратуры. Наиболее заметны ТИ в выходных каскадах УМЗЧ и в АС, где протекают большие токи и рассеивается много тепловой энергии. ТИ, которые происходят внутри петли ООС, ослабляются пропорционально её глубине. Но и сама цепь ООС подвержена ТИ в полной мере, что требует тщательного подбора её элементов. Их выбор облегчается тем, что в правильно спроектированном УМЗЧ в состав ООС входит всего 2 резистора.
Амплитудно-временные искажения
Они представляют собой комбинацию статических линейных и нелинейных искажений, происходящих в УМЗЧ с нелинейными амплитудной и частотной характеристиками. В случае отсутствия самовозбуждения УМЗЧ, эти искажения ослабляются ООС пропорционально её глубине.
Искажения в различных типах усилительных приборов
Кроме величины искажений можно использовать также такую характеристику, как порядок искажений. При этом под порядком искажений понимают математическую степень нелинейности передаточной характеристики усилительного прибора, которая, в основном, и определяет спектральный состав искажений, вносимых этим прибором. На рис. 15 показан выходной сигнал и его спектр для не очень хорошего звукового усилителя.
Порядок искажений составляет:
- для ламповых триодов, которые аудиофилы ещё называют «True device», — 1,5;
- для полевых транзисторов, которые ещё называют «почти True device», — 2;
- для биполярных транзисторов, которые ещё называют «Not True device», — логарифмический.
Искажение сигнала в различных типах усилителей показано на рис. 16.
Реальный УМЗЧ состоит из нескольких каскадов, поэтому его результирующая степень нелинейности определяется путем перемножения степеней нелинейности всех входящих в него каскадов.
Сложности ламповых УМЗЧ
Осознание факта перемножения нелинейностей каскадов УМЗЧ приводит к желанию получения минимальной нелинейности путем «укорочения» и «упрощения» усилителя. Для этого хочется выполнить его на «True device» приборах, т.е. на лампах. Но тут мы сталкиваемся с рядом проблем. Особенности ламповых триодов (или пентодов либо тетродов в триодном включении) в том, что они имеют очень небольшой коэффициент усиления — максимум 50 (у обычного биполярного транзистора h21Э~100…800). Это приводит к тому, что ламповый УМЗЧ должен содержать как минимум 2 усилительных каскада, исключать возможность введения глубокой ООС и даже местных ОС.
Таким образом, отсутствие ООС, или неглубокая ООС, а также отсутствие местных ОС в ламповых УМЗЧ — это не благо, а серьезный недостаток.
Остановимся на этом более подробно.
Как известно, местная ОС линеаризует параметры усилителя пропорционально своей глубине. В итоге, если использовать усилитель даже на биполярном транзисторе с неплохими параметрами, но с глубиной местной ОС около 10, то можно получить параметры усилителя лучше, чем у усилителя на любимом аудиофилами ламповом триоде (например, в каскаде с общим катодом) без ОС. Два каскада лампового УМЗЧ, выполненные на триодах, дадут общий порядок нелинейности 2,25. К ней надо добавить нелинейность выходного трансформатора. В итоге такой УМЗЧ будет звучать весьма скверно.
Дело в том, что нелинейность порядка 2,25 порождает весьма неприятный спектр гармоник. Если задать 2 гармоника — 2% и 3 гармоника — 1 % (типичные параметры для лампового УМЗЧ на 2 триодах), то получим:
- 4 гармоника — 0,04%;
- 6 гармоника — 0,02%;
- 9 гармоника — 0,01%.
Атакой звук просто «режет» слух.
Гармонические искажения
Фирмы-производители аудиоаппаратуры, в том числе УМЗЧ, указывают только общий Кг своих изделий (см. формулу в начале статьи), причем на той частоте, на которой он минимален. При этом они ничего не говорят о спектральном составе этих искажений. А ведь известно, что гармоники более высокого порядка слышны как значительно большие искажения звука, чем гармоники такой же амплитуды, но низкого порядка. На рис. 17 показано, как гармоники искажают входной синусоидальный сигнал.
Таким образом, если рассмотреть два УМЗЧ, каждый из которых имеет Кг=0,01%, но у первого в Кг основной вклад вносят гармоники высокого порядка, а у второго — гармоники низкого порядка, то второй УМЗЧ будет звучать куда лучше.
Из этого следует вывод:
При учете искажений УМЗЧ неверно рассматривать только гармонические искажения. Надо обязательно учитывать также интермодуляционные искажения. Вызвано это тем, что нелинейности УМЗЧ, которые порождают гармонические искажения, абсолютно неизбежно порождают и интермодуляционные искажения. Многие аудиофилы с этим не согласны, но это абсолютно достоверно установленный факт. Спектр звукового сигнала никогда не состоит только из одной гармоники — их многие сотни и тысячи.
Интермодуляционные искажения
В звукотехнике считается, что гармонические искажения — это просто частный случай искажений интермодуляционных, когда одна из тестовых частот просто не подается на вход УМЗЧ. Проблема в том, что высокочастотные составляющие звукового сигнала при взаимодействии порождают искаженный сигнал (в результате интермодуляции, когда возникает сигнал, как с суммарной, так и с разностной частотой) с частотой в диапазоне 300…5000 Гц. А это зона наибольшей чувствительности человеческого слуха. Причем если возникающие при интермодуляции новые составляющие, которых не было в исходном сигнале, попадают в область частот 10…20 кГц, то имеет место эффект их маскировки другими ВЧ составляющими звукового сигнала, и такие искажения не очень то и слышны. Но с интермодуляционными сигналами, попадающими в область наибольшей слышимости уха, такой маскировки нет.
Порог слышимости уха человека в диапазоне 300…5000 Гц принят равным 0 дБ. Разумеется, надо обеспечить, чтобы сигнал, получающийся в результате интермодуляции, был ниже этого порога. Т.е. интермодуляционный сигнал должен быть меньше или равен гармоникам аудиосигнала по амплитуде. Иными словами, К. УМЗЧ (а в широком смысле — всего тракта воспроизведения звука) не должен превышать эти самые 0 дБ на средних звуковых частотах. Если задать среднее звуковое давление, создаваемое АС, равным 96 дБ, то уровень Кг на высоких частотах не должен превышать -95 дБ, или 0,002%. При чем это требуемый максимальный Кг всего тракта звуковоспроизведения. В противном случае, мы будем слышать искажение звука.
Определять уровень интермодуляционных искажений можно различными способами, к основной частоте можно добавлять: поличастотный сигнал с увеличенной амплитудой одной из его гармоник; шумовой сигнал; только сигнал ещё одной частоты. Однако во всех случаях результат будет примерно тот же, что при 2 частотном тестировании, т.е. на выходе мы получим:
- сигналы обеих тестовых частот;
- сигналы с суммарными и разностными частотами (искажения сигнала);
- сигналы высокого порядка суммарно-разностных комбинаций из уже полученных суммарно-разностных комбинаций, искажающих сигнал.
В итоге оказывается, что интермодуляционные искажения (IMD) можно измерять, используя двухчастотный метод. Однако измерять их надо как минимум в трех частотных диапазонах:
- на НЧ, где могут проявляться искажения, вызванные разделительными конденсаторами и тепловыми процессами;
- на СЧ, где указанный выше вид искажений отсутствует, и IMD будет минимальный;
- на ВЧ, где из-за уменьшения глубины ООС происходит весьма существенный рост IMD.
Для более корректного определения IMD в УМЗЧ желательно произвести все такие измерения и снять выходные спектры для разных уровней выходного сигнала.
Дело в том, что человеческий слух малочувствителен ко 2-й и 3-й гармоникам, но обладает очень высокой чувствительностью к гармоникам, начиная с 5-й. При этом чувствительность слуха может превышать 0,001%. Поэтому так важно снимать спектрограммы, чтобы отслеживать не общее значение IMD, а характер убывания гармоник.