3. Базовые принципы. Система NTSC не родилась на пустом месте. Перед войной и в США и в Европе активно развернулись исследования, направленные на выбор оптимальных параметров развертки, частоты кадров и принципов кодирования цвета. Первые телецентры Парижа и Берлина транслировали изображения с разверткой в 441 строку, американцы экспериментировали с «картинкой» в 525 строк. Во время войны работы по совершенствованию телевидения практически остановились везде, кроме Америки. В Штатах же, в 1941 году был создан Национальный комитет по телевизионным системам (National Television Standards Committee), аббревиатура названия которого дала имя системе NTSC. В 1943 году комитет рекомендовал Конгрессу США принять стандарт с чересстрочным разложением в 525 строк при 30 кадрах в секунду.
Интересно, что после войны американским «радиопромом» было пролоббировано учреждение Второго Национального комитета (NTSC-2), задачей которого была разработка национальной системы цветного телевидения. Причина проста: оставшиеся без военных заказов огромные производственные мощности электронных компаний остро нуждались в загрузке, которую мог обеспечить только потребительский рынок. А рынку нужен был массовый товар. Таким товаром стал телевизор – за период с 1947 года по 1953 г. количество черно-белых телевизоров у населения выросло со 180 тыс. до 28 миллионов (!), рынок оказался практически насыщен, надежды в части оживления спроса теперь связывали с цветным телевидением и цветными телевизорами.
Кстати говоря, после войны во Франции был принят свой национальный стандарт, предусматривающий 819 строк разложения, но из-за высокой стоимости аппаратной реализации (особенно в телевизорах) этот стандарт распространения не получил.
4. Телевизор или компьютер? Внедрение системы NTSC потребовало существенного усложнения как передающей, так и приемной аппаратуры. По сути, в телевизор потребовалось ввести блоки, выполняющие целый ряд вычислительных функций и функций обработки сигнала. В этой системе для сохранения совместимости с существующим стандартом черно-белого телевидения передаются не чистые сигналы яркости цветов, а лишь один сигнал яркости черно-белого изображения и т.н. цветоразностные сигналы – результат вычитания из него яркости красного и синего. Информация о яркости недостающего зеленого цвета вычисляется в приемнике при помощи вычитания сумм цветоразностных сигналов из яркостного. Сами цветоразностные сигналы сдвинуты по фазе на 90˚, таким образом, изменение фазы кодирует цвет, а модуль сигнала – его яркость.
Разработчики NTSC ввели в стандарт множество дополнительных функций выделения и декодирования синхросигналов, частотно-временной фильтрации и подавления поднесущих частот (частоты, на которых передаются сингалы цветности). Было реализовано преобразование сигналов цветности из системы координат, в которой они передаются по радиотракту в систему координат приемника (они повернуты относительно друг друга на 33˚). В стандарт системы NTSC изначально была введена операция компрессии по амплитуде для улучшения совместимости с черно-белым телевидение (исключающая паразитное раскрашивание черно-белого изображения).
5. Цена вопроса. Согласно опубликованным данным, комитет NTSC на исследования и апробацию существующих систем телевидения, а также на разработку нового стандарта затратил примерно тысячу человеко-лет и несколько десятков миллионов долларов. Беспрецедентно сложный приемник-телевизор стоил около $1000, что в те годы равнялось половине стоимости среднего легкового авто. Более того, техническое обслуживание, частые ремонты и необходимость непрерывной подстройки блоков «затягивали» в год примерно на столько же. Телевизор содержал больше сотни ручек управления, разобраться в назначении которых обычному владельцу аппарата было не под силу, зато сервисные компании и службы ремонта стали востребованы как никогда.
NTSC-телевидение оказалось весьма дорогим удовольствием не только для обычных американцев (цветное телевидение развивалось значительно медленнее черно-белого именно по этой причине). Многим странам оказалась «не по карману» эта система. Как однажды выразился один из чиновников от телевидения Канады, которая в 1964-м году, практически, вынужденно приняла эту систему: «Нам не повезло с соседями!» А вот Япония вошла в пул NTSC весьма своеобразно: ее радиотехнические компании сумели наладить производство сравнительно недорогих телевизоров для американского рынка и с энтузиазмом продвигала новый стандарт.
6. Конкуренты. В обескровленном войной Старом Свете дорогая система NTSC, как говорится, не пошла… В ходе разработок более дешевых решений в 1956 г. родилась французская SECAM, а еще через 10 лет – PAL, получившая распространение в Европе. Были и другие варианты, но на финишной прямой оказались лишь эти две системы цветного телевидения. Следует знать, впрочем, что PAL, разработанная компанией Telefunken, являлась по сути модифицированным и усовершенствованным вариантом NTSC, а сама Telefunken – дочерней структурой концерна Thomson, в который впоследствии влилась и компания RCA – главный разработчик и лоббист NTSC. PAL вполне отвечала интересам американского бизнеса, поскольку на нее распространяли действие все ключевые патенты США по NTSC.
Систему SECAM разработал Анри де Франс, по имени которого она некоторое время и называлась. За ее продвижение взялся лично президент Франции де Голль под флагом ответа на американский вызов. Была разработана даже специальная программа «мирного завоевания Европы», включающая, помимо прочего, создание патентно-чистого цветного кинескопа, чтобы не платить американцам отчисления за пользование заморскими кинескопами с теневой маской.
7. Кинескоп. Кстати, о «трубке». В цветном телевидении, как и в обычном, черно-белом, «трубок», собственно, две: одна – кинескоп – в телевизоре, и еще несколько (три или четыре) – в передающей камере. На смену старым типам передающих трубок – «суперортикону» и «видикону» пришли невероятно эффективные трубки «плюмбикон» (да-да! от слова плюмбум – свинец, из окиси которого изготавливалась светочувствительная мишень этого прибора) разработанные компанией «Филлипс». Голладцам удалось совершить настолько мощный технологический прорыв в фотоэлектронных технологиях, что на целых 20 лет «Филлипс» стала монополистом на мировом рынке передающих трубок для цветного телевидения.
Конструктивно голландские трубки не сильно отличались от видиконов, но вновь разработанные технологии светочувствительной мишени обеспечивали принципиально лучшее качество цветопередачи, значительно большую чувствительность и надежность. Дальше – больше. Предприимчивые голландцы выпустили свой плюмбикон в колбе такого диаметра и размеров, который исключал возможность простой модернизации старых камер заменой видиконов на новый прибор. Сама же технология мишени на базе оксида свинца охранялась настолько строго, что многочисленные попытки разгадать ее или выведать закончились неудачей.
Это было невероятно! – американские фирмы, не выдержав конкуренции со стороны «Филлипс», полностью свернули производство передающих трубок. Англия и Япония за большие деньги сторговались с компанией и приобрели технологию, но без права экспорта готовой продукции. Даже готовые трубки «Филлипс» продавала не всем. Советскому Союзу, например, она неизменно отвечала отказом. Трубки, помимо всего, стоили дорого ($5 – 10 тыс. комплект из трех или четырех трубок – по одной для яркостного и цветовых каналов), а срок службы составлял всего 1,5 – 2 месяца работы.
В этих условиях в СССР было принято решение о разворачивании в области электровакуумной техники беспрецедентных по масштабам и объемам финансирования исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание собственной технологии плюмбикона. Куратором работ назначили Гостелерадио СССР, а из сторонних организаций привлечены были несколько НИИ из Ленинграда и серийный завод в Нальчике. Поставленная задача была решена. Отечественный аналог плюмбикона получил название глетикон. От немецкого слова «глетте» — так называется техническая окись свинца.